Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » Записки Д.И. Завалишина (III).


Записки Д.И. Завалишина (III).

Сообщений 11 страница 20 из 32

11

Таким образом, подумав, что, впрочем, лучше поздно, чем никогда, человек шесть моих товарищей, собравшись вместе, пришли ко мне рассказать все дело, узнать мое мнение насчет его и спросить моего совета, как теперь поправить дело, если была ошибка со стороны каземата. Не принимая никогда участия ни в каких сплетнях, я не имел понятия и о случившемся. Выслушав рассказ, я спокойно спросил их: «Что подумали бы они о ком-нибудь из нас самих, если бы кто-нибудь положился на слова Мозалевского, сказанные насчет кого-либо из наших товарищей, при том мнении, какое все мы имеем о Мозалевском? Не правда ли, что все закричали бы: да разве можно полагаться на слова такого негодяя, да еще без проверки? Почему же относительно коменданта нарушена была та общая, по крайней мере, справедливость не осуждать человека, не выслушав его предварительно?

«Да как же спросить его было? — отвечали мне, — и кто мог бы решиться спрашивать? И притом ведь мы не на одни слова Мозалевского положились, — Сутгоф тоже слышал их».

«Стало быть, Сутгоф был там в комнате?»

«Нет, но он слышал, стоя у дверей».

«Господа, — сказал я, — не говоря уже о том, что, подслушивая и притом с оглядкою и со страхом, чтобы кто-нибудь этого не заметил, всегда легко ослышаться, я никогда не поверю свидетельству человека, способного подслушивать. А что касается до того, что не нашлось никого, кто бы решился откровенно и честно объясниться с комендантом, я на то решаюсь и сейчас же иду к нему».

Как я сказал, так и сделал, и, разумеется, дело разъяснилось так, как изложено было мною выше. Комендант не знал, как и благодарить меня, товарищам моим было очень стыдно, и они начали складывать вину один на другого; мало-помалу, один за другим, начали снова заискивать сближения с комендантом; но, разумеется, прежние отношения уже не могли быть возобновлены.

Между тем все это не могло пройти даром для коменданта. Он был человек необыкновенно полнокровный и впечатлительный. Душевное волнение вследствие незаслуженной несправедливости и долгого напряжения, чтобы разгадать причину внезапной перемены отношения к нему, породило сильное воспаление, оставившее при чрезвычайном полнокровии смертельную болезнь. Между тем при коменданте не было никакого близкого и надежного ему человека.

Как ни дорожил я, особенно в последнее время, своими занятиями, но мне казалось совершенно противным долгу человеколюбия оставить человека в таком беспомощном положении. Было крайне необходимым не только наблюдать за точным исполнением докторских предписаний, но и охранять его собственность от расхищения прислуги. Поэтому я уговорил товарища моего Швейковского, который, до вышеописанного происшествия, был ближе всех знаком с комендантом, но по слабости уступил всеобщему увлечению и тоже не пошел обедать по приглашению, отбросить ложный стыд перед товарищами, отправиться вместе со мною в дом коменданта и взять в свои руки заботы о больном и наблюдение за домом. Таким образом, мы с ним чередовались день и ночь при больном, а как Швейковский с трудом переносил ночное сидение, то в самые трудные кризисы мне приходилось проводить и по две ночи сряду.

Впоследствии комендант любил открыто свидетельствовать, что не столько леченье, сколько мои заботы спасли ему жизнь. Вследствие обоих этих случаев — развязки недоразумения с казематом и пособия, оказанного ему во время болезни, — уважение и признательность его ко мне не знали границ, тем более что я и слышать не хотел ни о каком знаке его благодарности, ни о вещественном, ни о ходатайстве перед правительством, чтобы что-нибудь сделать для меня, на что он не раз пытался выпросить у меня позволение. Не успев ни в чем, он тем более за то показывал мне доверия, и с тех пор не только у него не было никакой тайны от меня, но он уже решительно не делал ничего, не посоветовавшись со мною. Это дало мне воз­можность сделать кое-что полезное, причем один случай еще более усилил его доверие ко мне, не только уже по делам управления его, но и по отношению к правительству. Ни в одной из тех амнистий, которые были обнародованы относительно нас, не упоминалось о тех лицах, которые, как показано выше, попали в каземат случайно. Между тем срок нашего разряда приближался, и, по отправлении его, тем лицам пришлось бы оставаться в казе­мате одним и без всяких средств. Я посоветовал коменданту сделать о них представление и просить, чтобы и их отпустили с нашим разрядом.

«Что вы это, Дмитрий Иринархович, Бог с вами, — сказал он мне даже с испугом, — кто осмелится делать такое представление государю? Он скажет, что я вздумал его учить, да еще в политическом деле, — и мне Бог знает как достанется за это».

Я доказывал ему, напротив, что ему будут благодарны, что об этих лицах, вероятно, забыли и что государь будет, напротив, доволен, что он ему доставит случай выказать милость по политическому делу, тогда как это ничего не стоит, и лица эти вовсе не политические. Долго, впрочем, не решался он на это, но наконец уступил моим настояниям и со страхом и трепетом сделал представление, ожидая с крайним беспокойством ответа. Наконец ответ пришел и совершенно такой, какой я предвидел: государь велел благодарить коменданта за то, что тот доставил ему случай выказать его милосердие. Амнистия для вышеуказанных лиц была подписана в день причащения государя Святых Тайн. Комендант был несказанно рад и крепко благодарил меня, а товарищи мои, завидовавшие моему влиянию на него, увидели теперь, на что я употребляю это влияние, тогда как они искали сближения с комендантом единственно для своего удовольствия или выгоды.

Самое последнее время нашего пребывания в каземате ознаменовано было сильным стремлением к женитьбе, но почти все предприятия этого рода рушились, потому что все основаны были на подражании и тщеславии. Надо сказать, что ни родные моей невесты, ни я сам, хоть не имели никакой причины таить наше намерение, но не имели повода и разглашать о нем. Однако под конец нашего пребывания в каземате оно сделалось известным и возбудило зависть, особенно в людях тщеславных. Две бывшие до тех пор свадьбы в каземате, — Анненкова, освятившая только прежнюю связь его, и Ивашева, где все знали, что невеста куплена за большие деньги, не представляли, ра­зумеется, ничего лестного для тщеславия. Но очень многим хотелось иметь возможность похвастаться, что и для них нашлись невесты, решившиеся выйти за них, когда они еще были в каземате. Что расчет был чисто из одного тщеславия, доказывало лучше всего нетерпение, потому что при выходе на поселение женитьба не представляла никакого затруднения (как показывал опыт наших же товарищей, которые почти все переженились, вышедши на поселение), а до выхода оставался очень небольшой срок; и притом дело на поселении могло быть устроено гораздо обдуманнее. Поэтому-то всякому благоразумному человеку ясно было видно, что из этого увлечения к женитьбе ничего путного не выйдет.

12

И как ни с той, ни с другой стороны не было ни искренности в побуждениях, ни разумной и возвышенной цели, то дело обыкновенно начиналось торговлею.

Наши товарищи старались увлечь обещанием выгод, а родители невест высматривали, которая женитьба представит более денежной выгоды. На этом основании одна девица, дочь заводского доктора Янчуковского, бывшая формальною уже невестою Николая Крючкова (меньшого брата) перешла к Сутгофу (и это была единственная состоявшаяся свадьба); невеста Свистунова, дочь заводского чиновника Занодворова, отказалась после того, как была уже два месяца объявленною невестою, потому что родители потребовали еще несколько тысяч прибавки; свадьба Тютчева также расстроилась, потому что он не мог представить того обеспечения, какого требовала мать невесты.

Все это производило в последнее время в каземате не­скончаемые интриги, в которых особенное участие принимали дамы. Жизнь каземата представляла необычайную суматоху и наполнилась скандалами, служившими неисчерпаемым источником сплетен. Каземат, представлявший до сих пор отдельный мир, вносивший нравственным влиянием новые понятия и чувства в мир внешний, стал видимо сливаться с ним и подчиняться сам его будничной жизни. Все предвещало близкий конец, и можно сказать наверное, что с прекращением вещественной необходимой связи между нами — общим пребыванием в одном месте и в одном каземате, последовало бы и нравственное разложение того коллективного существа, которое обозначалось под общим именем каземата, если бы не те основанные мною учреждения, которые продлили нравственную жизнь каземата далеко за пределы административного существо­вания его, и о которых будет сказано в обозрении развития внутренней жизни каземата.

Наступило время разъезда; но правительство и тут замедлило отдать приказание вовремя. Казалось бы, что когда существовал определенный законом срок, то нечего было ожидать разрешения того, что само следовало по закону. Но на деле вышло не так. Генерал-губернатор не решился отправить нас до получения разрешения из Петербурга; а через то разъезд последовал вместо 10 июля, как следовало по закону, только 27, что для многих, которым следовало ехать далеко, составило существенную разницу, потому что протягивало проезд до осенней распутицы; и эта задержка всех вообще тем была страннее, что разрешило же само правительство отправить четверых больных из наших товарищей на воды ранее даже срока, чтобы не пропустить времени лучшего действия вод. Для меня это тоже было не маловажно, потому что замедлило на целый месяц мою свадьбу.

Я один только отправился на восток в Читу; немногие остались за Байкалом в Верхнеудинском округе (один остался в самом Петровском заводе); большая же часть отправилась в сопровождении адъютанта и генерал-губернатора в Иркутск, около которого многие и были поселены. Несколько человек отправились в Енисейскую и Тобольскую губернию. Поселение в последней считалось особенною милостью, по ходатайству известных лиц.

В Иркутск отправились все вместе целым караваном, что, разумеется, очень замедлило путешествие. Подводы и лошади выставлялись земским нарядом. Впрочем, экипажи у всех почти были собственные. Переезд через море представил также немало затруднений, так как в то время на Байкале не существовало еще пароходов. Я один отправился по подорожной, потому что платил сам прогоны, и, желая взять с собою всю свою библиотеку, ехал в двух повозках на почтовых.

В заключение не лишним будет сказать несколько слов о здании каземата и домов, которые настроили наши товарищи в Петровском заводе. Дома почти все были скуплены казною за бесценок для помещения присутственных мест и чиновников. Мелкие постройки наши (баня, мастерские и пр.) розданы были служащим при нас людям. В каземате поместили простых ссыльных, а потом поляков. В недавнее время он сгорел; впрочем, и без того он не простоял бы долго, потому что еще в наше пребывание он стал уже разрушаться вследствие дурной постройки.

Самый же завод очень много выиграл от нашего там пребывания. Не говоря о новой церкви и целом квартале, построенном нами, пребывание наше заставило обращать на него постоянное внимание, и этому обязан он был, что все механические заведения были заново отстроены. Наконец, те средства, которые извлекали жители из огромных сумм, пущенных нами в обращение, и из улучшения мастерства обучением в каземате, доставлявшем заказы из других мест, дали возможность жителям лучше обстроиться и улучшить свой быт, хотя, конечно, в замену того ввели много пустой роскоши и моды из подражания. Почтовая контора, учрежденная по случаю нашего пребывания, ос­талась и после нас, а сад, устроенный Лепарским, так же сохранился, потому что поддерживать его взяла на себя казна, т.е. заводское управление.

13

Казематское общество

Чтобы образовать ту общественную жизнь, которая проявилась в каземате, нужно было такое необычайное соединение и таких притом редких, самих по себе, условий, что подобное явление едва ли может когда-либо повториться; а потому-то казематская общественная жизнь и представляла собою явление, вполне заслуживавшее внимательного наблюдения и изучения. Это был, бесспорно, живой организм полного, всестороннего начала, прошедший все фазисы развития разумной органической жизни, который, по тождеству действующих начал с общечеловеческими в их полноте, представлял аналогические явления с развитием всего общечеловеческого общества и давал поэтому мыслящему человеку возможность собственным, единоличным наблюдением над живыми явлениями узнавать и проверять то, что иначе стараются, но напрасно, добыть или из отвлеченного мышления, подверженного всем недостаткам, порождаемым отсутствием живого собственного наблюдения, или из исторического свидетельства разных лиц, со всеми неудобствами, которые представляют разрозненные наблюдения, т.е. отсутствием общего взгляда, неполнотою, односторонностью и неизбежным влиянием разных личных понятий и способностей разных историков в разные эпохи.

Здесь же — самое сосредоточение явлений, как бы в фокусе, через самую сжатость их в пространстве и времени, доступных наблюдению одного лица, сжатость, не изменявшую, однако же, нисколько их качественности, — давалась полная возможность и одному лицу и обнимать вполне все одновременные явления, и совершать наблюдение за всем ходом постепенного исторического развития всех начал и идей, от самого зарождения и появления их до конца, с тем единством взгляда и общею связью, которые возможны только при наблюдении явления одним лицом.

Насильственно устроенное от внешней деятельности ка­зематское общество имело в замену того полную свободу для внутреннего развития и, кроме того, имело еще и то преимущество над всеми другими человеческими обществами, что в нем по самому отсутствию материальной понудительной силы и внешних влияний на внутреннее развитие, влияний, преграждающих и искажающих в других обществах естественный ход и правильное развитие событий, все явления могли истекать, подобно как в целом человечестве, только из действия исключительно нравственных сил, а потому и могло иметь ту полноту и правильность, какие представляет одна только совокупность всего человечества. Поэтому-то казематское общество, завершив полный круг жизни относительных начал, что далеко еще не кончено для всеобщей истории, и могло дать указание для тех будущих явлений, которые, не будучи еще осуще­ствлены во всеобщих событиях, совершились уже между тем в законченной казематской жизни; показать на опыте естественный и неизбежный исход всякого относительного начала и показать тем самым в приложении к будущим общим событиям, что можно и чего нельзя ожидать от каждого начала, от каждой идеи, от каждого действия и меры, ограждая таким образом от самообольщения и надежд, основанных на этом самообольщении мер, во всех сферах человеческой жизни и деятельности.

Само собою разумеется, что круг жизни, сжатый, как мы сказали выше, в тесном объеме небольшого числа лиц и краткого времени (как ни долог казался 13-летний срок для судеб личной участи отдельного лица) мог представлять все события и явления только в сокращенном виде; но это нисколько не изменяло внутреннего свойства их и давало поэтому возможность узнавать законы, ими управлявшие, с такою же точностью и полнотою, с какими узнаются общие законы сил природы из физических явле­ний, независимо от количественного их значения, лишь бы действия этих сил проявлялись беспрепятственно и поэтому вполне. Вся задача состоит, следовательно, только в благоприятных условиях и в умении выбирать для наблюдения явления.

Конечно, вследствие сокращенности объема и времени, целые эпохи в развитии общей истории измерялись в казематском обществе только годичною и месячного продолжительностью; целые религиозные верования, умственные системы и учения и политические существования имели иногда представителями одну личность, но преемство и последовательность событий были совершенно правильны и совершались по тем же непродолжительным нравственным законам, как и в общеисторических событиях, так как проявление всякого начала было совершенно свободно, и потому было всегда вполне точно, ясно и закончено. А что внешний размер не имеет преобладающей важности для качественных проявлений, это доказано и в истории на примере Греции, где на ничтожном сравнительно пространстве и в краткий промежуток времени вместилась такая качественная полнота событий, какой не представили в других местах и тысячи лет существования, и сотни миллионов действующих лиц.

Но может статься, что спросят: где доказательство, где поверка правильности такого взгляда на значение казематского общества? Отвечаем, что в защиту этого взгляда могут быть представлены и теоретическое соображение, и практическая поверка. Нет сомнения, что история в развитии, в своем истинном движении во времени, должна управляться такими же непреложными законами, какими управляются явления мира вещественного в своих проявлениях в пространстве. Без этого всякое изучение истории было бы бесплодно, точно так, как без знания этого зако­на, без открытия его, вся история необходимо должна пред­ставлять такую же путаницу, такой же хаос, какие представлял и мир видимый, когда, до открытия всеобщих законов истинного движения, вынуждены были для объяснения путаницы видимых движений накоплять и усложнять второстепенные законы, для пояснения непостигаемых уклонений, не подходивших под закон, прежде предполагавшийся и служивший до того объяснением. Но если в мире вещественном могут существовать в пространстве явления, дающие возможность открывать законы, общие для всей необъятности пространства, то почему же и в мире историческом не могут случиться во времени такие явления, которые, преобразуя собою целое, дают возможность из наблюдения их раскрывать законы целого? Ведь если законы эти существуют, то должны существовать и средства открыть их.

Что же касается до практической поверки, то я могу сказать только то, что с тех пор, как общие законы раскрыты были мною и проверены изучением казематской жизни, не было еще ни одного события общеисторической жизни, которое не было бы разгадано мною в сущности его начала, а последствия которого не были бы предвидены мною в их исторической неизбежности, как и имели случай убедиться в том все те, которые, когда это было нужно, получали мои указания, разумеется, если того требовала общая польза, а не эгоистический чей-то интерес; потому что, не употребляя знания для личного интереса, не допуская себя обращать его даже на служение тщеславию, выказывая и доказывая справедливость моего предвидения, я не мог и не хотел, конечно, служить этими знаниями и чуждой симфонии, разумея ее в ее общем смысле: в желании приобрести истину для торговых, так сказать, целей, личного интереса, тщеславия и наслаждения. Изведанную и добытую мною истину я передавал и мог передавать только тем, кто представлял ручательство, что не употребит ее для личных целей, и только там, где для возвещения и приложения к делу требовалось еще, напротив, от человека пожертвование личными целями.

Так как в каземате были соединены люди всех возможных общественных положений, всех возможных специальностей по образованию, и, следовательно, вполне знакомые со всем, что история человечества представляла для знания; люди, сверх того, по самому стремлению к приобретению общества, привыкшие думать об отыскании правильных основных начал и стараться приложить их к жизни и дать преобладание тому, что им казалось правильным, то понятно, что все, что только было известно в человечестве как истинное и ложное, как хорошее и дурное, имело в казематском обществе своих представителей и как идея, и как сила и средства, стремящиеся к осуществлению идеи. Все начала и системы — религиозные, философские, политические, общественные (социальные), экономические — проявлялись и в законных их требованиях, и в неправильных притязаниях. Через книжное изучение и журнальное чтение в самых обширных размерах все явления общечеловеческой жизни, со всеми их толкованиями с точки зрения разных понятий, чувств, интересов, усвоились и входили всецело в круг умственной и нравственной жизни каземата; и для защиты своей идеи имелись у каждого такие вспомогательные умственные средства, какими не только ни один частный человек не может лично располагать в другом каком-либо обществе, но каких не могут представить даже и общественные учреждения в частное пользование отдельного лица [36]  .

С другой стороны, постоянное живое общение устраняло невыгоды и опасности кабинетного изучения и умствования, охраняя от односторонности мышления и не замечаемой часто самими людьми нелогичности выводов из их собственных начал и оснований. При общем и ежедневном обсуждении всего всякий шаг в развитии всякого начала или идеи должен был быть взят, так сказать, с бою; всякое развитие непременно должно было совершаться логически, иначе всякая непоследовательность сейчас же была обличаема, а вследствие этого всякое начало или идея, в случае их ложности или предъявления абсолютного требо­вания, т.е. перехода за пределы относительного значения, были вынуждены доходить до крайнего одностороннего вывода, а защитники или представители их или сознавать ложность оснований и отступаться от них, или признавать очевидную нелепость.

При постоянном и разнородном наблюдении всего и всеми ни одно явление общественной жизни, с самыми тонкими его оттенками, не могло укрыться; при постоянном обсуждении всего, и притом в таких условиях, какие в других местах возможны только в исключительных случаях, как, например, в суде, т.е. с возможностью поверки каждого факта, каждого свидетельства, весь ход и характер всякого предприятия, всякого побуждения вполне выяснялся от самого его зарождения до окончательного ре­зультата; и суд этот имел еще и то достоинство, что, будучи лишен материальной силы, дающей возможность прилагать насилие вместо логики и доказательств разумного убеждения, он был чисто нравственный, и, следовательно, изъятый от опасности искажения неправильными явлениями. Поэтому-то в каземате для человека, умеющего и желающего наблюдать, и было так легко проследить естественный ход всякого явления, не возмущаемый никакими внешними влияниями, а потому и обнаруживавший вполне и ясно действительные законы, управляющие явлениями; вследствие чего и выводы, делаемые из этих законов, могли быть вполне правильными, какими они и оказывались всегда в действительности при поверке их последующими событиями [37] .

14

В начале соединения нашего в Чите казематское общество, как и всякое зарождающееся общество, представляло то младенческое состояние, которое называют обыкновенно патриархальным и семейным, в котором все основывается на непосредственном ощущении и чувстве, служащих поэтому преимущественно побудительными причинами или двигателями общественных явлений. Под влиянием условий самого положения, под влиянием чувства пожертвования собою для общего блага, признаваемого всеми за обязанность и приведшего в это положение, естественно, что преобладающими и руководящими началами были, с одной стороны, инстинктивное признание необходимости смягчить нравственными условиями (уступчи­востью, вниманием друг к другу) тягость материального положения, без чего жизнь была бы невыносимою ни для кого. С другой стороны, напряженное чувство благорасположения к людям, высказавшим себя с хорошей стороны своим самопожертвованием, чувство, усиленное еще радостью свидания и естественным удовольствием сообщества, после одиночного заключения, давшего людям узнать всю цену и необходимость сообщества своих ближних. Таким образом, все благоприятствовало преобладанию чувства, тем более что ничто из того, что обыкновенно подавляет его и отвращает от людей, никакие эгоистические цели не могли проявляться уже и по одному тому, что лишены были всяких средств для возможности своего осуществления.

Поэтому-то в эту эпоху все делалось в казематском обществе, все даже общественные вопросы решались порывами, увлечением чувства, но ни свойство самого чувства, ни основания его в побуждениях к какому-либо действию не были ни исследованы, ни проверены. Как и везде, где берется в основание исключительно одно чувство, одно влечение, ведущее всегда к тому ослеплению, которое даже вещи самой непостоянной, как, например, страсти придает значение силы вечной и неизменяемой, так и в каземате слишком полагались на побуждения чувства вообще, от того только, что доверяли благородству и чистоте патриотизма, любви к свободе и ко благу человечества, запечатленным, как говорили, такими жертвами*, но забывали при этом, что чувство вообще, как и всякая относительная сила и способность, может искажаться, прилагаясь к недостойным целям или опираясь на ошибочные основания; может легко смешиваться при недостаточном исследовании с чувственными скрытыми эгоистическими побуждениями, может быть основано на самообольщении, на предполагаемых только условиях, на воображении, принимающем мнимое за действительно существующее.

Вследствие этого, когда возникали вопросы не только о том, как должно разуметь истинный патриотизм и истинную свободу, но даже о том, какие разумные следствия должно выводить из общего чувства благорасположения к товарищам, из желания добра им и от них, в приложении к каждому лицу, к своей общине, к отечеству наконец; какие признаки давали ручательство в дей­ствительности и правильности чувства; на каких основаниях оно может прочно утвердиться и удержаться; какие прочные меры для этого должны быть заблаговременно принимаемы; в чем даже состояли законные требования в вещественном отношении, что должно было удовлетворять и чего не следовало, для самой прочности обеспечения, для самого сохранения взаимного благорасположения, устранением причин к раздору; одним словом, как остановить сознательно взаимные отношения, как дать устройство общине, и как должны поступать мы для достижения всех разумных и обязательных для нас целей, для личного обеспечения каждого, для спокойного развития общины и Для продолжения служения отечеству, действуя примером на внешних, то по всем этим вопросам не только не хотели давать себе отчета, но и сердились на тех, кто говорил о необходимости этого; сердились на сомневающихся в «прочности»[38]  чувства и в возможность идеального устройства, которое, по мнению большинства, считалось осуществившимся будто бы уже в казематском обществе и не нуждалось ни в каком исследовании оснований, ни в каком сознательном определении отношений.

Во всех человеческих обществах, независимо от знания, приобретаемого каждым обществом, как и каждым отдельным человеком, путем собственного опыта, всегда существовало еще внешнее, так сказать, знание; было ли то в виде откровения или предания, которому приписывалось божественное происхождение, или являлось оно как плод вдохновения или мудрости отдельного лица, соединившего в себе особенно благоприятные для того условия, вследствие чего это лицо являлось, смотря по обстоятельствам, или пророком*, обличителем, удерживающим от зла, или законодателем, предупреждающим зло и направляющим общество к известной цели; одним словом, имеющим для общества то значение, какое родители и наставники имеют относительно отдельного лица, передавая ему предание и знание, почерпнутые не из его опыта. Очень понятно, что для того, чтобы иметь влияние, чтобы пред­ставляться авторитетом, такое знание и указание не может ограничиться одним отрицанием и критикою, не может проявляться только как отвлечение, но должно указывать и положительные цели, к чему должно стремиться, и возможные средства для осуществления этих целей, подтверждая притом все это собственным примером как лучшим доказательством возможности требуемого, проявляя или олицетворяя в себе живую действующую создающую силу, способную направить самое себя и устраивать общество сообразно провозглашаемым разумным основаниям.

Представителем такого знания и силы в казематском обществе суждено было быть мне; и поэтому-то именно во мне и олицетворялось творческое начало всякого устройства, всяких мер в казематском обществе, предназначаемых для законного удовлетворения всего, что было справедливого и обязательного в требованиях вещественных — как для целого общества, так и для каждого лица, — всего, что относилось к вещественному и нравственному порядку и устройству, к умственному и нравственному развитию.

Такое мое значение и назначение определялось, во-первых, личными моими способностями, признаваемыми и другами, и недругами, и свойствами, выработанными среди тех особенных условий, в которых проходила и до этого моя жизнь, как видно было из первой части записок, где было показано, как и почему я был преобразователем во всех сферах, в которых действовал, задолго до того еще, как выступил преобразователем политическим и общественным; во-вторых, наблюдением над собою и другими деятелями, в стремлении нашем к свободе и преобразованию общества, даже во время самого сильного увлече­ния чувства, так что во мне был всегда одновременно человек и действующий, и наблюдающий, что доставляло мне знание побуждений и способов исполнения; и, наконец, свойством самых занятий и действий моих в каземате, поставивших себе задачею не только проверку всех оснований знания и исследований истинных законов существования и развития человеческих обществ, но и преобразование себя самого, соответственно выработанным убеждениям, относясь всегда к себе несравненно строже, чем к другим, и делая несравненно больше того, нежели сколько я требовал от других. Это и впоследствии составляло непреодолимую мою нравственную силу в отчаянной борьбе с силою, несоразмерною по внешним условиям, так что мне никогда никто из противников моих не смел сказать, что я одно говорю, а иное делаю, что я все только критикую, а не могу указать, как делать, так как я всегда доказывал на деле, что с меньшими средствами и в худших условиях я всегда и больше, и лучше делал, нежели то, что требовал от других.

15

Моя предусмотрительность и мои предостережения

Я с самого начала сразу заметил непрочность основ ус­тройства, принимаемых казематским обществом, и нравственную опасность, как для целого общества, так и для каждого лица отдельно, оттого, что, основав все на увлечении чувства, не анализировали его свойств и не заботились упрочить его разумным сознанием и соответственными мерами. Вследствие этого случайное принимали как бы за возможное навсегда; дело, истекавшее из вещественной необходимости — за сознательно-добровольное; отвлеченное понятие принимали за чувство оттого только, что в данном случае оно прилагалось к личностям, к которым чувство могло относиться независимо даже от того, имеют ли его вообще ко всем, к кому оно должно по долгу относиться; и наконец, что в самом стремлении к свободе не сознавали еще тех единственных оснований, на которых стремление это бывает истинно и прочно.

Вследствие этого и были предложены мною с самого женачала многие меры, необходимые, во-первых, для упрочения правильных оснований вещественного быта и взаимных отношений; во-вторых, для обеспечения, насколько возможно, каждого лица и в будущем, а через то обеспечения всем душевного спокойствия, которое дозволило бы нам всецело устремиться к нравственным целям; и наконец, для общего нравственного влияния нашего на внешних, — проявлением примера и образца плодов разумной свободы. Меры эти, сначала непонятные, возбуждавшие иногда даже вражду, были не менее того все осуществлены после трехлетней упорной борьбы моей, благодаря строгой их справедливости, соответствию действитель­ным потребностям и настойчивости, с какою я действовал, убеждая всех не только словом, но еще более собственным примером.

И вот для этого-то, для нашей мрачной будущности, вероятности недостатка и лишений, возможных для нас, я противопоставил привычку к строгому воздержанию, к добровольному лишению себя и того даже, чего не лишало нас наше тяжелое положение. Через это я возвратил себе не только нравственную свободу, но и отнял в будущем всякую власть над собою у всяких попыток искушать меня выгодою и удовольствиями и угрожать какими бы то ни было лишениями. Шаткость чувства, неопределенность и неясность стремлений я старался устранить основательным изучением, не отступая от проверки всех оснований, от переучиванья каждой науки с самого начала; а чтобы отвлеченное учение не привело к равнодушию и привычке смотреть на все и на всех с отвлеченной точки зрения, без всякого сердечного участия, и не приучило бы доволь­ствоваться холодным созерцанием и знанием, оставаясь в эгоистическом бездействии, я поставил себе правилом, что как бы ни дорожил я своими занятиями, покидать даже самое занимательное для меня, хоть бы в самом интересном месте, если только являлась необходимость моего непосредственного содействия кому-нибудь в болезни, в учении и пр., или обществу для обсуждения и устройства его дел. Вследствие этого почти 14 лет я не знал другой пищи, кроме овощей, занимался науками 18 часов в сутки, но был также при каждом трудном больном, учил каждого желающего, чему мог только учить, был непременным участником во всех совещаниях, комиссиях, обсуждениях, касающихся общественных дел и, кроме того, по выбору был и хозяином, и казначеем, и распорядителем чтений.

Все меры, имеющие целью устройство казематского общества, обеспечение каждого в будущем, умственное и нравственное развитие всех, были предложены и проведены мною и осуществились в трех главных учреждениях: большой, или казематской артели; малой, или поселенческой и книжной артели для выписки и чтения книг.

Относительно вещественного быта надо сказать, что вначале в каземате все было общее, что и принималось всеми за идеал взаимных отношений, а людьми религиозными даже будто бы за возобновление христианской общины. Но эта общность, если и была следствием отчасти хорошего побуждения чувства, взаимного благорасположения друг к другу, то вместе с тем была также делом и необходимости, пока все жили в одном каземате, даже в одной горнице. В таком положении естественно, что нельзя было получить ничего никому, чтобы оно не было известно всем и не служило бы для всех, так что если кто чем не пользовался, то разве только потому, что сам уже не хотел. Поэтому, не говоря уже о том, что вещи, которые и не могли иначе заказываться, как для всех (как например, стол, чай, мытье белья, полов, баня, церковные требы, прислуга и др.), по необходимости уже были общими, но даже в случае, если присылали, например, кому-нибудь из товарищей наших жены их что-нибудь съестное (кушанье, чай, сахар, кофе и пр.), все это ставилось на общий стол, потому что другого стола не было, да и прятать было некуда. Поэтому тот, кому это присылалось, не имея возможности пользоваться этим отдельно, спешил всегда сам предлагать это на общее употребление, как бы совестясь выказать, что имеет какое-нибудь преимущество над другими, что хочет пользоваться какими-нибудь привилегиями, нарушающими общее равенство.

Присылались ли какие-нибудь другие вещи, посылки из России, их и выдавали открыто для всех, да и негде было держать отдельно, так что поневоле все лежало вместе, а как притом нужда каждого была открыта для всех, то и было бы странно и неестественно, чтобы хозяин вещей не предложил из них то, в чем видел, что нуждались другие, когда все знали, что у него это есть; а беречь вещи, ненужные себе в настоящем для какого-то неизвестного будущего, представлявшегося таким темным и безнадежным, показалось бы не только крайне эгоистическим, но и глубоко смешным.

Доставлялись ли кому книги и газеты, и их клали тоже на общий стол, на общее употребление, потому что и читаться они могли большею частью только вместе, вслух, так как отдельное чтение и по тесноте, и по шуму почти невозможно, и, может быть, только я один и мог заниматься, потому что вставал утром в четыре часа и мог пользоваться таким образом общею тишиною для отдельного занятия.

Наконец, если и получались на чье имя деньги, то и они также поступали вначале в общую кассу, как потому, что самое получение денег свыше определенной меры обусловливалось целью вспоможения товарищам, так и потому, что в том положении общежития, в каком мы тогда находились, всякий расход мог делаться только на такие вещи, которые почти все поступали на общее же употребление; а накоплять деньги на свое имя было даже невыгодно, так как значительные суммы отсылались на хранение в Иркутск и, следовательно, почти что терялись для того лица, которому присылались, потому что даже независимо от злоупотреблений, от прямой кражи наших денег чиновниками в Иркутске, чему были засвидетельствованные официальные примеры, деньги в значительном количестве не могли быть выданы и при выходе на поселение, а в случае смерти должны были прямо поступать в поселенческий капитал, как и случилось, например, со всею собственностью М.Ф.Митькова и др.

Совершенство как отдельного человека, так и человеческих обществ, сила и правильность их действий обусловливаются совокупным действием всех сил и способностей их. Поэтому-то необходимо, чтобы в постепенном развитии и естественном преемстве этих сил и способностей развитие каждой последующей не совершалось за счет утраты предшествующих, не сопровождалось разрушением их, а напротив, само почерпывало еще силу, равно как и усилие и обеспечение правильности своего собственного действия, в сохранении полноты и свежести всего предшествовавшего. Это требовалось всегда и инстинктивно, и сознательно, выражаясь как в желаниях, так и в определенных требованиях, чтобы сила и чистота чувства соединились с мудростью разума.

16

Я всегда дорожил чувством как силою и как способностью, дорожил им и в себе самом и поэтому никогда не расточал и не истощал его на предметы недостойные и не обращал его в орудие эгоистических наслаждений, дорожил им в себе и в других и в общественном смысле.

Я всегда признавал, что истинное чувство, как сила одушевления, есть двигатель самых возвышенных действий, что оно, как способность, возносит (при добром направлении своем) человека выше эгоистических стремлений, и, устраняя одну из причин заблуждений ума, есть такое же орудие познания истины, как и самый ум, с которым и должно всегда действовать нераздельно. Вот почему, не отрицая у своих товарищей благородного порыва чувства, самопожертвования из любви к свободе и ко благу людей, я и дорожил так тем, чтобы это чувство сохранилось и не исказилось, и это могло быть достигнуто только отысканием для него прочной поддержки и устранением искажа­ющих влияний.

Если у вас истинная любовь к свободе и к людям, говорил я им, то докажите это не одним порывом, которым вы хвалитесь. Помните, что истинная любовь всегда внимательна, всегда предусмотрительна; это вернейший признак истинности чувства. Если вы любите свободу, поступайте так, чтобы заставить и других любить и уважать ее, видя, какое благотворное влияние она производит на любящих и разумеющих ее; если вы желаете добра людям и прежде всего и ближе всего своим товарищам, то именно поэтому-то вы и должны принять разумные меры, пока при одушевляющем вас добром чувстве это будут меры предусмотрительности, истекающие из побуждения самого чувства, и которые в свою очередь поддержат и его, а не меры недоверия, какими они будут после, вследствие неизбежного горького опыта, порождающего огорчение, разочарование, раздражение, а, следовательно, и разрушение всякого доброго чувства, возбуждая вместо него страсти или повергая в уныние апатии составляющие, как то, так и другое, могилу истинного чувства.

Исчислив затем товарищам и рассмотрев все, что и как делалось в каземате в начальное время нашего соединения, я старался разъяснить и доказать им, что такое положение, основанное на минутных внушениях, без сознательного устройства, не может привести ни к чему доброму.

Сопротивление предложенным мною мерам явилось как со стороны затаенного эгоизма, видевшего, какие выгоды он может извлечь впоследствии из подобного положения, несмотря на то, что вначале не было пока благоприятных условий для его проявления, так и со стороны тех благодушествующих людей, которые по нелюбви или неспособности к размышлению и труду, требуемым всяким устройством, думают, что можно все основывать на непосредственном чувстве, не разумея и не изучив в истории, к каким грустным и гибельным последствиям приводит руководство одиноким чувством, не опирающимся на другие способности и знания. Первые вооружались преимущественно насмешкою, что я затеваю «игру в конституцию»; вторые упрекали меня, что я хочу заменить личные отношения, истекающие из благорасположения, формальными отношениями к отвлеченному существу, т.е. к общине, и добровольное даяние (возбуждающее, как говорили, благие чувства и в дающем, и в принимающем) — обязательством, и тем самым хочу заменить живую связь дружбы формализмом условных отношений по какому-то договору.

Я отвечал им, что все их недоразумение вертится на том, что они принимают за несомненное и доказательное то, что только еще надо испытать, разъяснить и доказать; что, как замечено мною, многие понятия и суждения, наконец, самые даже явления обнаруживают, что не все и не во всем имеют правильные понятия об условиях и основаниях истинной свободы, истинной пользы, а, следовательно, неизбежно, что и в побуждениях чувства не все может быть правильно, а потому не все надежно как источник действия, не все безопасно относительно могущих возникнуть последствий; что относительно «игры в конституцию» подобное обвинение может прилагаться только там, где дело делается без нужды или для того, чтобы прикрыть формою отсутствие сущности, но что у нас требование определенного устройства очевидно выходит из существенной потребности; наконец, людям, отстаивающим с религиозной точки зрения исключительно нравственные отношения, я напоминал, что именно по понятиям христианства Бог не есть бог беспорядка, а порядка во всем, и указывал на примере той же первобытной цер­кви, на которую они вздумали было ссылаться, что в ней правильное устройство вводилось с самого начала людьми, которые были не менее высшими представителями чистейшего чувства. Как и полного разумения.

Вот почему я и настаивал, что, если кто дорожит сохранением добрых чувств, тот необходимо должен, во-первых, начать с серьезного изучения всех общественных начал и оснований, так как никто не мог отвергнуть, что наука наша вообще недостаточна, во-вторых, что лучше предупредить общественные болезни благоразумными и своевременными мерами, нежели лечить их тогда, когда допущено будет проявление их; что если окажется, что чувства наши — любовь к свободе, желание общего блага и пр. — были чисты и действительны, то правильное устрой­ство не стеснит их, а, напротив, послужит им опорою и обеспечит их, так как без убеждения в непреложности мировых законов и сама свобода немыслима, лишена условий своей возможности. Наконец, я всячески старался нравственными и историческими примерами доказать, до какой степени бывает иногда гибельна самонадеянность, порождаемая самообольщением, непринятие законных ограждений по благодушному, но разумному доверию к лицу в массе всегда приводит к деспотизму и к анархии и пр.

Но между тем, как неохотно слушали и оспаривали мои предостережения, как досадовали на меня, что будто бы я нахожу удовольствие играть роль зловещего пророка, что разочарованием возмущаю негу общественного квиетизма, опасность дурных последствий и прискорбных явлений, не замечаемая другими, но мне ясно видимая, быстро надвигалась со всех сторон, и опыт не замедлил оправдать мою предусмотрительность и мои предостережения. Ьеспорядочность, непредусмотрительность, тщеславие, нашедшее средство проявиться в соперничестве дам, кто больше и лучше пришлет что в каземат, повели к нерасчетли­вому потреблению всего и стали многих втравлять в такие привычки, поддержание которых никак не обеспечивала им вероятная их будущность, а стремление к удовлетворению которых во что бы то ни стало поставило их впоследствии в жалкую зависимость от других, заставив их продать именно ту самую свободу, которою они, как говорили, так дорожили, что не согласились даже на те ограничения разумным устройством, на то подчинение необходимому порядку, которые именно одни-то и могли оградить ее.

С другой стороны, эгоистические стремления нашли себе и основание, и пищу, и удобную почву для своего развития, коль скоро ясно стало возможным отдельное помещение. В благовидных предлогах не было недостатка. Строившие отдельные домики уверяли, что это было и для общего облегчения от тесноты. Но на деле было не так. Ясно было, что подобная цель могла быть достигнута иначе. Отдельное помещение для некоторых только и возможность женатым жить в домах жен своих и водить туда своих родных и знакомых разом произвели несколько вредных последствий: разрушая равенство, освобождая некоторые личности от контроля общественного наблюдения, оно давало возможность и способствовало созданию не только приви­легий для богатых, но и холопства из среды неизбежно возникшего пролетариата, которого, при общности жизни, разумеется, быть не могло, и образование которого я всячески старался предупредить обеспечением наперед законного и достаточного удовлетворения потребности каждого.

При возможности отдельного удовлетворения личной потребности прекратилось не только бывшее до того со­перничество об избыточном снабжении всех, но и всякая забота о чем-либо общем; и между тем как люди деликатные из не имеющих теряли от недостатка в существенном, другие, имевшие достаточно и своего, но менее деликатные, поспешили примкнуть к привилегированным лицам, чтобы лично от них пользоваться чем можно, и таким образом явились патроны и партизаны и образовались личные партии. А раз утратилась, так сказать, девственность стыда, иные дошли до того, что, кричавши прежде против всякого подчинения порядку как против стеснения будто бы свободы, обратились чисто в лакеев у других, лишь бы пользоваться выгодою от них. Кроме того, некоторые порочные наклонности, которые одиночно никто не смел до того обнаруживать, стали выказываться, опираясь на поддержку своей партии, тем более что отдельные помещения давали к тому возможность и удобства. Все, что прежде было немыслимо — пьянство, карты и пр., стало проникать в каземат и тем ронять нравственное наше значение и впутывать в неприличные связи со внешними, доставлявшими удобный случай для дурных дел, а в замену того пользовавшимися и денежными средствами из каземата. И в то время, когда многие стали издерживать значительные средства к удовлетворению самых незаконных прихотей, то, что доставлялось на общее употребление, стало быстро оскудевать, и недостаток проявился тем скорее, чем боль­ше была прежняя расточительность, истреблявшая все без нужды, потому только, что все было в избытке, и сделался тем чувствительнее, чем больше развилась прежде привычка к излишнему.

Наконец беспорядки и недостатки* достигли такой степени, что для устранения ежедневно повторявшихся неприятностей необходимо было принять какие-нибудь меры, если не хотели, чтобы дошло до таких происшествий, которые неминуемо повлекли бы вмешательство начальства, и, разрушив всякую связь между нами и солидарность, поставили бы всех и каждого в полную от него зависимость.

17

От попреков дело перешло уже к фактическим оскорблениям; а это повлекло к вызову на дуэль, к раздорам целых партий заступничеством за того или другого и пр.

Но, к сожалению, и тут вместо того, чтобы принять предложенное мною с самого начала предусмотрительное устройство, которое, ограждая независимость каждого и давая ему возможность самостоятельного действия, устранило бы незаконное влияние и причины к неудовольствиНе раз случалось уже, что обед был недостаточен и не хватало ни чаю, ни сахару, что иные дошли до того, что не было переменного оелья и сапогов и пр.

ям и служило бы ручательством правильности общих решений, удовольствовались полумерами; решили выбирать каждые три месяца одного человека, которому поручать сбор денег, наблюдение за хозяйством и удовлетворение особенных нужд каждого, не заботясь и не соглашаясь установить определенные правила — ни для выбора, ни для обозначения обязанностей и прав выбранного. Разумеется, что последствия такой неопределенности не заставили себя ждать, и в казематском обществе не могло не произойти того же, что, как свидетельствует история, происходило всегда и везде при подобных условиях, когда все основывается только на личности человека, а личность избирается увлечением, без обдуманности, чем всегда пользуются для невидимого влияния эгоистические интересы.

В казематском обществе легко было наблюдать, каким образом, при отсутствии определенных правил и деятельного живого внимания общества, поручения незаметно переходят в должность или звание, а эти в право на власть и в превращение обязанности в право; как, с одной стороны, власть дается неразумными требованиями вмешательства и наложением не подлежащих обязанностей, а с другой стороны, при противоположном направлении, как формы права и власти, без существенных условий их, обращаются в рабочую, невольническую повинность и пр.

Что требования от человека, выбираемого только на три месяца, не всегда были разумны и справедливы, это несомненно. Не обнимая своими распоряжениями полного годового периода, он не был в состоянии распоряжаться средствами экономически; а кроме этого, сколько было вещей, о которых необходимо было подумать и не за один год вперед; во-вторых, денежное обеспечение и назначение лица делались слишком на короткий срок и не могли доставлять необходимого спокойствия; наконец, и относительно удовлетворения личных нужд каждого все же оста­валось то же самое основание, как и прежде, т.е. личные отношения, потому что не всякий хотел и даже мог говорить выбранному лицу откровенно о своих делах, а между тем вмешательство в них давалось другому лицу как бы по праву.

Все это, разумеется, содействовало к поддержанию по­стоянного беспокойства, раздражения и неудовольствия;

скоро убедились, что дела не в лучшем положении, как и прежде; однако взрыв последовал совсем по другому поводу, и притом по пустому, как и всегда бывает, когда не хотят устранить главную причину зла, а ищут выместить свою досаду и свои собственные ошибки, хватаясь за первый какой-нибудь ничтожный предмет.

Комендант сделал относительно уплаты денег по частным запискам в каземат какое-то распоряжение, в сущности ничего не значащее и даже правильное, но не понравившееся почему-то большинству. Когда это дошло до коменданта, то он очень тому удивился, и так как он был уже в то время в хороших отношениях с нами, то и прислал в каземат офицера объявить, что это было сделано с согласия хозяина, как называли тогда выборного из каземата. Хозяином был тогда Аврамов (бывший командир Ка­занского пехотного полка). От него потребовали объяснения; он отвечал, что не видел тут ничего важного, что, впрочем, говорил с таким и таким-то, и что у нас нет ни постановления, чтобы совещаться со всеми, ни установленного для этого порядка, да вряд ли есть и возможность к тому. Несмотря на это, поднялась ужасная буря, кричали о самоуправстве и деспотизме, о посягательстве на права общины, сильнее всех именно те, которые, подобно Исаеву, так легко и давно продали все свои права, свою независимость за чечевичную похлебку, сделавшись подслужниками у женатых и богатых. Пошли забавные признания; один за другим отпирался, что он не выбирал Аврамова, так что оказалось, что выкликнули его имя при выборе всего только три или четыре человека, а остальные только просто согласились, не осмелясь гласно противоречить предложившим и пр. Наконец, все это формулировалось решением выбрать комиссию из семи человек, по числу пяти отделений и двух казематов, и поручить ей рассмотреть дело Аврамова и постановить окончательное решение, передавая таким образом комиссии и судебную, и законодательную, и исполнительную власть.

При этом оказалось, как часто действия людей, истекающие из их страстей и интересов, не служат выражением истинного их мнения о человеке, против которого враждуют. Это резко обнаружилось при выборе членов в комиссию: все три главные отделения выбрали меня и не хотели заменить никем другим, так что я имел три голоса из семи, а, следовательно, в сущности вся власть комиссии заключалась во мне. Я сам уже настоял, чтобы хоть один голос передали другому. И это несмотря на то, что боль­шинство высказывалось до того времени враждебно против меня за постоянное и беспощадное обличение беспорядков и ошибок и требования исследования и прекращения самых причин их.

Беспристрастное исследование показало, что в действиях Аврамова не было ни умысла, ни посягательства на присвоение власти над общиною, а была одна неосторожность, не предвидевшая последствий, которые могут всегда возникнуть из неопределенности поручения и отсутствия правильного способа совещания. Поэтому я отклонил смену Аврамова, как того требовало сначала большинство, как ничем не заслуживаемое и не оправдываемое оскорбление, а показал из случившегося примера, как опасно отсутствие твердых и определенных постановлений и постоянной поверки их для приноровления к изменяющимся обстоятельствам. Но, несмотря и на этот урок, вся энергия общества истощилась в искусственной вспышке, и я опять не мог добиться обсуждения общих правил, а только по поводу последнего происшествия решили, что хозяин вовсе не есть представитель общины перед начальством, и что ответ на всякое сообщение последнего, через кого бы оно не шло, должен предлагаться на общее обсуждение и решение.

Таившееся в глубине сознания доверие ко мне у большинства, выказавшееся таким неожиданным для многих образом в деле Аврамова, не осталось без последствий для будущего, несмотря на то, что мне и не удалось еще и при настоящем случае добиться полного принятия предложенных мною мер. Оно все-таки предуготовило мне окончательную победу, показав всю тщетность усилий и происков привилегированных лиц и их холопов в борьбе против нравственной силы, а меня еще более утвердило на из­бранном пути, оправдав веру мою в непреложность окон­чательного торжества ее и заставило еще более обратить внимание на то, чтобы побуждения мои во всяком действии были вполне чисты и свободны от всякой эгоистической примеси. Ясно было, что доверие к моему беспристрастию проистекало главным образом от того, что все признали, что я, устранив себя от всяких интересов, стал поэтому выше всех обычных влияний и не имел уже никакого личного побуждения склоняться к тому или другому решению.

Вскоре представился другой случай доказать, что ошибутся и те, кто, видя, что человек защищал одну сторону дела, думают, что он обязан отстаивать ее до того даже, чтоб пожертвовать сущностью дела внешнему признаку, мертвому формализму. Дело Аврамова, хоть и возбужденное по неосновательному предлогу и кончившееся не совсем согласно с видами тех, кто возбуждал его, разохотило, однако, казематское общество к общественным дви­жениям.

Мы перешли между тем в Петровский завод, и вот именно в то время, когда каждый имел уже отдельное помещение, когда тесное общежитие было уничтожено уже вещественными условиями, а одушевлявшее прежнее чувство, находившее удовольствие в постоянном общении, исчезло, вздумали было снова возвратиться к первобытной патриархальности и установить ее уже насильственным образом, по отвлеченному уже понятию, как и всегда бывает, когда иссякает живое чувство. Во имя братства и дружества стали требовать, чтобы люди, жившие в Чите в последнее время врозь, по разным казематам и комнатам, и привыкшие уже жить если не отдельно еще каждый, то небольшими кучками, стали снова сходиться в общую залу для обеда, чая и пр. Один из главных аргументов при этом состоял также в том, что это необходимо нужно для порядка; и как я всегда настаивал на необходимости введения порядка, то и не сомневались, что и я присоединяюсь к требующим, и таким образом увлечено будет большинство. К изумлению их, я выразил противоположное мнение.

«Как, — закричали агитаторы, узнав его, — вы, защитник порядка, восстаете против него?» — и пошли с радостью рассказывать о непостоянстве моих мнений. Разумеется, такое заблуждение не могло долго продолжаться даже у тех, которые громче всех кричали. Все поняли скоро, что внешнее насилие не есть тот порядок, который, будучи внешним проявлением живой силы, один не стесняет свободы именно потому, что сам есть свободное действие этой силы. Община явно пережила уже период чувства и вступила в период господства идей. Можно было сожалеть, что переход этот совершился с потерею, или во всяком случае с ослаблением чувства, но не признать его было уже нельзя.

18

По моему убеждению, надо всегда уметь извлекать из перемены обстоятельства тот вид пользы, для которой настоящие обстоятельства представляют наилучшие условия. Новое положение наше представляло все удобства для спокойной уединенной жизни, а поэтому и для умственных занятий; а то и другое составляли уже именно главную современную потребность для нашего общества. Давно уже всеми замечалось, что недовольство своим положением, усиленное еще внутренним неустройством, порождало скрытное раздражение, для обнаружения которого все служило предлогом, что поэтому и всякое незначительное сборище приводило часто к неприятным сценам, а, следовательно, всякое обязательное насильственное соединение, как того требовали предлагавшие возобновление общего стола и чая, увеличивая недовольство от принужденного действия, повело бы еще к большим столкновениям.

Кроме того, когда жили в одной комнате, вставать и ложиться вместе было делом необходимости; теперь же, при отдельном житье каждого лица, естественно было ожидать, что возьмут верх у каждого те привычки, которые он будет считать для себя наиболее удобными и свойственными, и тогда стеснять все это значило бы без нужды размножать источники неудовольствия и поводы к спорам о том, что и как требовать для всех. Что же касается до занятий, то, когда прошла пора казематных уступок, когда беспрестанно стали возникать столкновения, шум, споры — заниматься в общих комнатах буквально не стало возможности. Между тем умственные занятия становились все более и более безотлагательною потребностью как для обшего нравственного значения нашего, так и для обеспечения в будущем каждого.

Итак, отдельное помещение, удовлетворяя насущной потребности в этом отношении, отклоняло в то же время и случаи столкновения и должно было способствовать к успокоению раздражительности. Необходимо только было добиться такого устройства взаимных отношений, которое, не препятствуя добровольным соединениям для каких-либо общих целей, в то же время достаточно обеспечивало бы каждому законную и нужную долю самостоятельности и независимости.

Прежде всего необходимо было достигнуть личного спра­ведливого обеспечения каждого, обязательного для общины; вслед за тем можно было подумать об устройстве уже из добровольных соглашений таких учреждений, которые способствовали бы умственному развитию и обеспечивали будущность лиц по выходе из каземата. И вот, именно для этого-то, видя, что общее неустройство и недовольство поддерживается, а между тем ничего для устранения их не принимается, а только хватаются за меры, которые не ведут ни к чему, я и выступил с требованием, «чтобы определенный взнос в общую кассу был обязателен для каждого в соразмерности с получаемыми им средствами, а выдача из кассы была всем одинаковая, достаточная для удовлетворения личных необходимых нужд каждого, как-то: стола, чая, белья и одежды, с небольшим запасом на мелочи». Для удобства и экономии, заведование хозяйственною частью должно быть общее: на это ежегодно по текущим ценам определяется часть из назначенной постоянной каждому лицу суммы, а остальное предоставляется в полное его личное распоряжение. Избранная комиссия должна выработать постановления, которые утверждаются общим согласием. В числе постановлений должны быть указания на правильные способы изменений и самих постановлений соответственно обстоятельствам, могущим измениться.

Предложение это, как и следовало ожидать, возбудило страшную бурю со стороны привилегированных, боявшихся потерять партизанов, а через то и личное значение, коль скоро все будут поставлены в независимость от того или Другого лица. Меня обвиняли в демагогических возбуждениях, в недоверии к благородству товарищей (богатых), в посягательстве на права собственности и пр.*

Тогда, видя, что напрасно будут убеждать людей, которых единственными двигателями были страсти и интересы, я выставил твердо такое положение: «Так как получать деньги сверх положения разрешено на том основании, чтобы помогать неимущим товарищам, лишенным по самому положению в заточении возможности к приобретению средств личным трудом, то помощь от богатых обязательна товарищам, для которых они и получают излишние деньги; и что если богатые не хотят этого признать, то остается одно средство потребовать от казны, что если она лишает нас заточением возможности трудиться, то и дол­жна вполне содержать нас, т.е. давать пищу и одежду, потому что ясно, что при тюремном заточении на 2 руб. ассигнациями и два пуда муки в месяц существовать нельзя».

И вслед за сделанным открыто заявлением я, не теряя более слов, потребовал к себе коменданта и объявил ему, что он должен непременно сделать представление о несовместимости нашего заточения и лишения средств приобретать что-либо своим трудом (как могут делать то и делают живущие на воле ссыльные) с неимением казенного содержания, и что поэтому необходимо назначить его. Вместе с тем я сказал твердо коменданту, что если он не сделает этого, то я принесу жалобу на то первому ревизору, который будет прислан в каземат от государя (тогда об этом носились уже слухи).

Комендант страшно перепугался моим неожиданным требованием и твердостью моего категорического объявления. Он поспешил собрать сию же минуту богатых и объяснил им, что если сделать представление о казенном содержании, то первым последствием будет запрещение получать им деньги сверх назначенного вначале количества, и что поэтому, отказывая в обязательном обеспечении общины известным процентом с получаемой ими суммы, они и сами лишатся всего и не будут получать столько сотен, сколько теперь получают тысяч, а его подвергают ответственности, что не доносил правительству о злоупотреблениях.

* Так как я сам лично получал достаточно и ни от кого ничем не пользовался, и никакое учреждение не могло мне дать больше того, что я уже имел и что далеко превышало мои нужды, так как я их ограничивал, — то, разумеется, ни заподозрить меня в личных выгодах не могли, ни обвинить не смели, оттого и придумали, что я хочу играть роль демагога, как ни бессмысленно было это обвинение относительно человека, совершенно уединившегося и отрывавшегося от своих занятий только по требованию других.

Трудно себе представить, до какого раздражения против меня дошли богатые и их холопы. Они просто неистовствовали и сумели так сбить с толку людей, не знавших содержания моего разговора с комендантом, что со мною, который, сделав дело, снова углубился в свое уединение и не знал о всех происках, клеветах и сплетнях, вдруг перестали кланяться, за исключением нескольких человек, безусловно веривших в справедливость моих действий. Разу­меется, когда наконец это дошло до меня, я положил конец всяким недоброжелательным рассказам, потребовав у коменданта, чтобы он публично объявил содержание моего разговора с ним. Хотя волнение сразу и не улеглось, но тем не менее, с одной стороны, твердость, обнаруженная мною против коменданта, не могла не произвести впечатления, а с другой, между партизанами богатых все те, которые, сохраняя еще остатки достоинства, с трудом пе­реносили личную зависимость и те, которые стали сильно чувствовать эту зависимость вследствие возрастающей тре­бовательности и невнимания, даже пренебрежения, к ним богатых, стали понимать, что и для них выгоднее и приличнее быть независимыми от того или другого лица и иметь собственное значение по голосу в общине, чем заимствовать его от покровительства патрона.

19

Устав нашей артели

Таким образом, после волнения, продолжавшегося с лишком две недели, составилось наконец большинство, которое определило избрать комиссию и поручить ей начертание устава для внутреннего управления общиною. При том повторилось опять то же явление, что и при истории Аврамова. Все почувствовали, что дело идет теперь о всей нашей будущности и что страстям не должно тут быть места. Поэтому я был выбран снова от нескольких отделений, что давало мне опять одному больше голосов, чем остальным в комиссии, но я потребовал, чтобы каждое отделение выбрало непременно члена комиссии из собственной среды. Образовавшаяся таким образом комиссия состояла из семи человек; все делопроизводство было передано мне. Оттого в моих руках и сохранились все документы по составлении устава. Товарищами моими по комиссии были: Оболенский, Бобрищев-Пушкин, Муханов, Митьков, Поджио и Одоевский.

Комендант ужасно обрадовался мирному исходу дела и неоднократно благодарил меня. Он до такой степени сделался уступчив, что только по этому поводу в первый раз официально допустил иметь в каземате перья, чернила и бумагу. Кроме того, дозволено было оставаться с огнем в зале и после того, как запирали уже каземат. Комиссия часто работала всю ночь; трудились деятельно и заседания были публичные. И вот тут-то пришлось пересмотреть и проверить все элементы общественного устройства, от основных начал до мельчайших подробностей, механизма, служащего орудием действия этих начал.

Все теоретическое знание, все практические замечания опыта нашли при том свое приложение. Не участвовавшие в комиссии подавали свое мнение письменно, и оно принималось всегда в рассмотрение. Явились истинно ораторские способности, и по истечении некоторого времени казематское общество, наблюдая ход занятий комиссии, до такой степени убедилось в полном знании ею дела и в редком беспристрастии, которое она проявила, что решило дать ей неограниченное полномочие, т.е., что устав, составленный ею, должен быть прямо принят, не подвергая его уже на голосование всего общества. Это тем легче было допустить, что в самом уставе были указаны между тем разумные средства для изменения его положений по указанию дальнейшего опыта. Данное комиссии полномочие много ускорило окончание дела, и, таким образом, 2 марта 1831 года, через пять месяцев по вступлении в каземат в Петровском заводе, в общей зале, в которую на этот раз собрались все наши товарищи без исключения, комиссия прочитала новосоставленный устав, и он объявлен был вступившим в действие. День заключался большим празднеством в каземате и всеобщим примирением.

На другой день явилась ко мне от товарищей депутация (в числе их были и наиболее враждовавшие против меня) благодарить меня, как говорили в приветствии, за «нравственное мужество, твердость и настойчивость, с которыми я добился устройства общины, и за искусство, терпение и неутомимую деятельность, обнаруженные по делу составления устава»; благодарили за то, что даже всеми занятиями, которыми я так дорожу, я пожертвовал на столько времени, чтобы потрудиться на общую пользу. Действительно, два месяца сряду я совершенно оторвался от всех своих занятий. Что же касается до просьбы принять какую-нибудь общественную должность, по собственному моему выбору, то я от этого решительно на этот раз отказался. На третий день начались по новому уставу выборы должностных лиц, которых полагалось трое: казначей, хозяин, заведовавший общим хозяйством, и закупщик, заведовавший частными покупками и заказами.

Так как основание нашего устройства было экономическое, хозяйственное, то и название его должно было выражать сущность вещи. Мы не могли назвать себя общиною, что предполагает юридическое значение, а назвали себя обычным народным именем артели, потому что в сущности в основании нашего соглашения был артельский добровольный договор. Чтобы сохранить это значение и устранить всякий принудительный характер в новом нашем соглашении, мы оставили на добрую волю каждого вступить или нет в новоучреждаемую артель, как оставили на совесть каждого, сколько он должен вносить в артель из получаемого им сверх положения в России. Единственными побуждениями оставались, следственно, нравственные: совестливость перед товарищами в нарушении признанной обществом уже нравственной обязанности помогать им, пользуясь их именем для получения денег в размере большем, нежели дозволено, и во-вторых, выгода взаимного обеспечения, которую чувствовать и сознавать приходилось потом не раз и самым богатым.

Основные положения устава были следующие: признано было, что необходимые расходы требуют, чтобы каждый получал не менее 500 руб. ассигн. (тогда счет после на ассигнации). Для достижения этого положено было, чтобы всякий, кто получает 500 руб. и менее, вносил деньги свои сполна в артель: туда же поступало жалованье и провиант; те же, которые получали свыше 500 руб., должны были вносить 500 руб. также обязательно, а из излишнего такую часть, которую они могут отделить по совести и по доброй воле. Надобно припомнить, что некоторые могли вносить и не по одной тысяче, и это все-таки составило бы не более десятой доли получаемого ими под предлогом вспоможения неимущим товарищам.

Для составления бюджета общих расходов выбиралась перед новым годом на каждый год временная комиссия, которая, проверив расходы предшествующего года, составляла на основании существующих цен на все примерную смету, из чего было уже видно, какую часть из 500 руб. на каждого человека следовало отделить на общие расходы. Остальное представлялось в полное личное распоряжение каждого. Общие расходы составляли: стол, чай, сахар, хлеб к чаю, устройство кухни, огорода и бани, плата общей прислуге и за общие церковные службы. Сумма, назначенная на общие расходы, поступала в распоряжение постоянной комиссии, состоявшей из казначея, хозяина и закупщика, которым представлялось делать все хозяйственные распоряжения и уравнивать денежные отпуски на общие и частные потребности.

Для частных надобностей каждое лицо на причитающуюся ему сумму на каждый месяц имело открытый кредит в артельных книгах и право выдавать записки на уплату. Разумеется, при изобилии денег в кассе и удовлетворении общих потребностей, постоянная комиссия имела право делать на частные издержки кредит и более, чем на месяц. По окончании года постоянная комиссия должна была представлять временной комиссии для ревизии все три книги: казначейскую, хозяйственную и частную.

Деньги наши хранились в местном казначействе, откуда получались через плац-майора. Для уплаты по общим расходам записки выдавал хозяин, а для частных расходов — казначей и закупщик, которому передавались все частные записки. Нужно ли, например, было кому уплатить за мытье белья, он посылал к казначею записку за своею подписью; казначей вносил этот расход на имя подписавшего лица, а сам в свою очередь давал записку к плац-майору, что такому-то и такой-то следует получить за мытье белья (но не означая уже чьего) из артельских денег столько-то; получивший эту записку являлся с нею на другой день поутру к плац-майору и получал деньги без замедления и т.п.

Так как артель отвечала только за те расходы, которые производились через нее, то есть через ее должностных лиц, то в заводе и объявлялось ежегодно через плац-майора, кто должностные лица в каземате на хозяйственный год, который считался у нас с 1 марта текущего года до 1 марта последующего. Всякие сделки помимо артели делались уже на свой страх и вступившие в таковые лишены были всякого права обращаться с требованием уплаты в артель.

Артельное устройство вскоре взяло такую силу, получило такое доверие, что поставило в зависимость от себя самых богатых из наших товарищей, которые, именно по избытку богатства, почти все отличались безалаберностью ведения своего хозяйства. Выдача из казначейства денег в большем размере, нежели определялось, более выгодные покупки от закупки массою, заем денег в случае временного недостатка и пр. — все это могло делаться только через артель; и когда я был потом хозяином, то не раз самому богатому из нас, Трубецкому, приходилось обра­щаться ко мне, как к хозяину, с просьбою о ссуде денег, провизии или о кредите для закупок.

Временной комиссии представлялось также обсуждать изменения в уставе. Все сделанные замечания и предложения по этому поводу от одного ли лица или коллективные, должны были сообщаться письменно и мотивированные. По рассмотрении, они с заключением комиссии представлялись на общее голосование. Впрочем, в крайних случаях могла быть избрана временная комиссия и не в обычное время; но для этого требовалось, чтобы требование о созвании комиссии было подписано не менее как третью голосов всех лиц, составляющих артель.

20

Обеспечив удовлетворение насущных потребностей и спокойствие казематского общества в настоящем, доставив каждому в собственное его распоряжение столько средств, сколько должно было справедливо требовать, я хотел, чтоб дальнейшие действия наши, относящиеся к обеспечению будущего по выходе из каземата на поселение и к развитию образования, поставлены были уже в зависимости отчасти и от собственной предусмотрительности и заботы; иначе могла быть открыта дверь тем же злоупотреблениям, которые я старался изгнать вообще из взаимных отношений наших и, пожалуй, еще даже и большим. Пребывание в каземате во всяком случае было для большей части кратковременно в сравнении с предстоящим вечным поселением; притом в каземате затруднительное положение кого-нибудь из товарищей все-таки кололо всем глаза и порождало неприятное чувство для всех; а потому так или иначе вызывало на устранение. Но если бы пришлось представить участь положения или обеспечения личным отношениям, то зависимость от них явилась бы еще суровее, и различие между положением деликатным и неделикатным еще резче. Это до такой степени оказалось справедливо, что, несмотря на все принятые меры к предупреждению этого, все-таки не обошлось без злоупотреблений, как будет показано впоследствии, и поэтому можно судить о том, что было бы еще, если бы не было противодействия.

Вместе с Пущиным и Мухановым составил я артель взаимного вспомоществования для обеспечения по выходе на поселение, основанную на добровольном соглашении. Артель эта, по сокращению, называлась малою для отличия от общей артели, которую с тех пор начали называть большою. Основанием ее служил взнос десяти процентов со всего получаемого в личное распоряжение, из какого бы ни было источника. Например, лица, ничего собственно не имевшие, но получавшие из большой артели 500 руб., из которых за отделением на общие расходы оставалось им более 250 руб., немного более или менее, смотря по дешевизне припасов, а следовательно, расходов на общее со­держание, вносили около 25 руб. в год, но если кто-нибудь из них получал деньги из России или начал брать за работу на товарищей в каземате, то должен был вносить десять процентов и с этих сумм. Конечно, такие случаи были редки, но они успокаивали совесть неимущих, представляя им равенство участия и риска, если не в действительности, то в возможности. Общая сумма, образуемая из таких взносов, увеличивалась, кроме того, оборотами, свойственными всем подобного рода банкам или учреждениям вообще. Этот банк назывался заемный банк. Особенно охотно прибегало к нашей кассе второстепенное купечество и разного рода торговцы. Они охотно давали по два процента в месяц, тогда как прежде, занимая у чиновников или ка­питалистов, они платили в иной месяц и десять процентов, например, во время Верхнеудинской ярмарки, когда обязаны были уплатить кредиты, чтобы получить новый кредит. Много добра сделала эта касса, давая взаймы честным ремесленникам и рабочим необходимые суммы на покупку инструментов и материала и на постройку домов, которые от отдачи внаймы нередко окупали в два, в три года заемный капитал и с процентами.

Но чаще всех прибегали к этой кассе самые богатые наши товарищи, у которых, по беспорядочности хозяйства от избытка богатства, никогда почти не бывало денег, и жили они все в долг.

Результатом учреждения малой артели было то, что так как многие, хотя делали взносы, но отказывались получить что-либо из нее, то накопившиеся суммы были достаточны, чтобы не только снабжать отправлявшихся на поселение, но и оказывать пособие и впоследствии; и даже по распущении каземата артель, продолжавшая действовать, давала пособие и вдовам и детям наших товарищей.

Оставалось, наконец, завершить полное удовлетворение наших потребностей, выведя из-под личной зависимости и образование, как выведено было из-под нее обеспечение каждого в каземате и на поселении. Выше было сказано, что при совместном житье в общих комнатах поневоле и журналы, и книги поступали в общее распоряжение, хотя порядка в пользовании и не могло быть. Но когда стали жить в Петровском заводе по отдельным номерам, то и выходило, что один и захватывал или выпрашивал у получавших много; держал долго, а другие в это время не могли ничего добиться. Кроме того, самая выписка тех или других книг и газет зависела от случая и личного вкуса выписывавшего. Вот почему для уничтожения этого внутреннего и внешнего беспорядка в чтении и учредили мы с Митьковым и Волконским арчрль для выписки и чтения газет и книг. Подписная цена была по 10 руб. в год, и участники обязывались сверх того получаемые лично ими газеты и книги давать на чтение не иначе как через артель, чтобы внести правильность, справедливость и равенство очереди в чтении. Весь каземат захотел участвовать и в этой артели, но управление ее было независимо от хозяйственного управления. Я был выбран заведовать выпискою и чтением, а так как это не отклоняло меня от моих занятий на столько, на сколько бы отклонило занятие по хозяйству, то я и не отказывался.

Порядок установлен был следующий: определение выписки делалось по большинству голосов. Выписка делалась на имя дам. Получаемые журналы присылались нераспечатанными ко мне. Для каждого журнала и газеты была своя особливая очередь; если, например, одну почту они начинались с такого-то отделения, то следующую почту посылались в следующее отделение по порядку номеров их (всех отделений было в каземате по официальному счету 12). Газеты и журналы пришивались к папке, к которой пришивался и список лиц, обязанных расписаться в получении. Газеты давались на два часа, журналы на двое суток, за продержание сверх срока платился штраф. Если же кто желал делать выписки или прочитать вторично, то обозначал, что просит о вторичной присылке по окончании очереди. Таким образом было обеспечено всем правильное пользование чтением, и самое умственное занятие сделалось правильным и систематическим, а потому и более полезным. В самой выписке соблюдались возможная пол­нота и разумное соображение. Слишком специальные журналы представлялись уже личной выписке.

Нечего и говорить, что при той свободе внутренней жизни и полном отсутствии всяких препятствий для проявления идей и чувств, какие были в каземате, и религиозное чувство не только как личная потребность человека, но и как один из общественных элементов, неизбежно должно было проявиться во всевозможных видах, и притом так же, как и везде, не только в правильном и законном выражении, но и злоупотребляемое для прикрытия личных страстей и выгод. Один из вопросов, относящихся сюда и сильно взволновавший общество, был вопрос об уместности или нет постройки церкви в каземате на наш собственный счет.

Выше было сказано, что несмотря на все стеснения, которым правительство желало нас подвергнуть, чтобы совершенно отрешить нас от сообщения с кем бы то ни было, кроме поставленного над нами начальства, и оно не отважилось воспретить нам посещение церкви по крайней мере в день причащения Святых Тайн. Постройкою церкви в каземате мы не только разрывали добровольно последнюю нашу связь с живым внешним обществом, но и присваивали себе не принадлежащее нам право иметь влияние на участь будущих узников каземата, и даже, может быть, дали бы повод к поддержанию этого здания и к неправильному заключению в него, благо оно бы существовало. Кроме того, для меня ясно было, что побуждения в этом деле далеко не чисты у всех. Некоторые лица, из числа наиболее хлопотавших о том, не могли удержаться, чтобы не высказать заранее надежд на привилегированное положение для удобств их и тщеславия, и таким образом готовили из самой церкви поприще соперничества и раздоров, не свойственных нашему достоинству.

Люди, восставшие против постройки церкви в каземате, были правы в существенном аргументе, что даже большинство не имеет права навязывать такие решения, которые не относятся ко внутреннему устройству нашего быта, а посягают на нравственную сферу, на свободу совести и на отношения наши к правительству. Кроме вышеизложенного опасения, многие еще говорили, что теперь, если кто не ходит в церковь, то это легко объясняется общими всем затруднениями; при постройке же церкви в каземате начальство, пожалуй, еще вздумает замечать тех, кто не ходит, и это подаст повод к ханжеству и лицемерию; а на то, что настоящее начальство, по-видимому, мало о том заботится, нельзя еще полагаться, как потому, что это может еще быть притворством с его стороны, так и потому, что по престарелости коменданта с часу на час можно ожидать его смерти и присылки нового коменданта; а что правительство склонно к такому наблюдению, это доказывалось присылкою религиозных книг, о чем упомянуто было выше.

К несчастию, правильное решение вопроса по сущности дела, а не по скрытым убеждениям, чрезвычайно затруднилось тем, что большая часть противников постройки были люди не религиозные, и их сопротивление объяснялось из этого источника, те же, которые выдавали себя всегда за людей религиозных, как ни были убеждены в справедливости доводов против постройки церкви, боялись высказаться в этом смысле из опасения, чтобы не заподозрили и их религиозность, и чтобы не усилить через это антирелигиозную партию. Успели уже перессориться, перебраниться, но дело ничем не решалось. Ни та, ни другая партии не отважились пускать его на голоса; каждая опасалась, чтобы не обнаружилась при этом сила противной партии, что могло бы иметь и другие невыгодные для нее последствия.

В таком положении все снова обратились ко мне. Люди религиозные не сомневались в моей религиозности, люди антирелигиозные — в моем беспристрастии и в таком уважении к нравственной свободе другого, что были убеждены, что я не решусь никогда действовать на убеждения другого, ни внешним побуждением, ни искусственною уловкою. Согласились поэтому предложить мне первому на подписание подачу голосов в пользу того или другого предложения. Каждая партия выбрала депутата, которые носили подписной лист вместе, наблюдая один за другим, чтобы не было влияний на убеждение в подписи в том или другом смысле. Я подписался первый и притом против по­стройки и требовал собранные 12 тысяч употребить на постройку церкви в заводе, как в удовлетворение существенной потребности для завода, так и в память нашего в нем пребывания. Мнение мое и мотивировал подробно, и оно увлекло за собою огромное большинство. Несогласных оказалось всего человек десять, из которых большая часть притом добивались постройки церкви в каземате вовсе не из религиозных побуждений.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » Записки Д.И. Завалишина (III).