Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » М. Д. Францева. "Воспоминания".


М. Д. Францева. "Воспоминания".

Сообщений 81 страница 90 из 91

81

Тайна с предложением никому не была открыта, кроме меня, с которой она делила все свои возрождающиеся и мучившие ее сомнения насчет того, что действительно есть ли на это воля Божья, как ей показалось в первые минуты. «К чему этот брак? – с сомнением восклицала она, - разве без него не может действовать благодать Божья, уже не обольщение ли это вражье?». Cтрах быть неверной в призвании Божьем охватывал ее верующую, преданную до самоотвержения душу, и она с тоской говорила мне: «Как ты думаешь, имею ли я право отказаться от требуемой Богом от меня жертвы для спасения ближнего?» Душевная эта борьба настолько ее истомила, что она, с обычной своей энергией, окончательно решилась съездить в Сибирь, как выше сказано, повидаться со всеми оставшимися там друзьями-декабристами и в то же время переговорить лично с Пущиным о несообразности их брака. При свидании же их в Ялуторовске Пущин настолько выразил ей свою глубокую преданность и уважение к ней, что она не могла не откликнуться на искренние его чувства, хотя в то же время независимая ее природа не уступала своих прав. Находясь в таком безвыходном положении, Наталья Дмитриевна писала мне из Тобольска, что для прекращения этой тягостной борьбы с самой собою решается положить за чудотворную икону Абалацкой Знамения Божией Матери билетик с вопросом, выходить ли ей за Пущина, или нет. Абалацкий мужской монастырь, отстоящий от Тобольска в 25 верстах, где находится чудотворная, всею Сибирью чтимая икона Божией Матери, куда, бывало, мы часто из Тобольска езжали с Натальей Дмитриевной говеть и где всегда находили отраду и успокоение. Туда-то и обратилась теперь она за помощью и уяснением своей судьбы; вынутый билет - «выходить» - не только, однако, не успокоил ее, а еще более раcстроил: она питала, как потом сама говорила, такую надежду, что эта чаша минует ее. Неисполнение же этой надежды подняло снова бурю борьбы в ней, что и заставило ее для большего удостоверения решиться еще испытать судьбы Божии.
Почему и положила разубедить Пущина, что в предполагаемом браке не найти ему счастья с ней. Стараясь в письмах к нему выставить себя с самой дурной стороны и даже смешной, зная его слабость бояться d’etre radicule, ухватилась за эту мысль, выставляя себя именно в более смешном  виде, рассказывая ему, как в ней в 52 года снова ожила Таня Евгения Онегина с теми же будто юношескими порывами, какие были в 17 лет, наговаривая на себя при этом Бог знает какие еще небылицы. Против этого я часто восставала. «Для чего наговаривать на, себя то, чего нет?» возражала я ей. «Чтобы убедиться последним испытанием воли Божией на этот брак, - отвечала она мне - Если Пущин. несмотря ни на какие дурные данные обо мне - ведь я ему писала то, чему поверить трудно, не переменится, то уж тогда, верно, уж нужно будет покориться воле Божьей, Его неисповедимым путям». Пущин же, зная ее хорошо, ничему, конечно, не верил, и оставался непоколебим в своем намерении, что она и приняла, как уже окончательное указание воли Божией, которой уж не смела сопротивляться.

82

Иван Иванович Пущин был однокашник по лицею с  Александром Сергеевичем Пушкиным. Они были большие друзья между собой. Дружба их не изменилась и тогда, когда судьба так резко разъединила их по положению в свете. Иван Иванович всегда отзывался о Пушкине, как о человеке, неизменном в своих благородных чувствах и верном в дружбе, что и доказал он в действительности.  По возвращении из Сибири в 1856 году вместе с прочими декабристами Иван Иванович Пущин поселился на жительство в Петербурге, где жили почти все его родные, но здоровье его, однако, настолько уже было расстроено, что, несмотря на радость свидания с родными, он стал видимо угасать. Наталья Дмитриевна не раз ездила в Петербург навещать его больного. Познакомилась и с его родными. Врачи Петербурга находили климат Петербурга для него вредным и советовали ему для поддержания угасавших его сил переехать как можно скорее в южный климат, на что он не соглашался, а стал торопить, напротив, Наталью Дмитриевну со свадьбой, что сохранял, впрочем, в тайне от всех своих родных.
В мае месяце 1857 года они обвенчались в имении его друга, князя Эристова, бывшего единственным свидетелем при их бракосочетании. Наталья Дмитриевна после рассказывала о своем венчании: "В церкви мне казалось, что я стою с мертвецом: так худ и бледен был Иван Иванович, и все точно во сне совершалось. По возвращении из церкви, выпив по бокалу шампанского и закусив, мы поблагодарили доброго хозяина за его дружбу и радушие и за все хлопоты, отправились на станцию железной дороги и прямо через Москву на житье в Марьино, откуда уже известили всех родных и друзей о нашей свадьбе. Родные были крайне удивлены и недовольны, что все было сделано без их ведома".
Родные его, зная Наталью Дмитриевну за оригиналку, скоро примирились с этим. В самом деле, в ней так много было своеобразного, не подходящего к обыкновенному уровню светских приличий, что она и при совместной жизни своей с Иваном Ивановичем казалась совершенно вывихнутой костью, особенно когда, бывало, наедут в деревню к ним его светские петербургские родные и знакомые. В столовой тогда накрывался большой круглый стол, за которым собирались все приезжие гости. Иван Иванович любил, чтобы хозяйка сама разливала чай, и Наталья Дмитриевна в угоду ему (она раньше никогда не занималась этим делом) садилась перед самоваром и неопытной рукой, едва умея держать чайник, при общем веселии угощала гостей.

83

Привыкши, что в прошлой ее жизни ей все подавалось готовое, она и сама часто смеялась над своей неловкостью и не обижалась, когда и другие шутили над ее неумением управляться с мелочами домашнего обихода; но зато подчас очень тяжелой казалась ей роль быть не тем, чем она была. Уезжая по делам в свои костромские любимые имения, она там в уединении отдыхала душой. Посещать Наталью Дмитриевну в Марьино при новой обстановке ее жизни было для меня очень грустно и тяжело, да и взятая  ею на себя роль, совершенно не подходящая к ней, нелегко ложилась у меня на сердце. Бывало только и душу отводили мы со старой няней Матреной Петровной, которая никак не могла освоиться с мыслью, что Наталья Дмитриевна более не Фонвизина, а Пущина. С трудом переносила и нового хозяина Марьина, хотя она всегда любила и уважала его.
Но все-таки она была самая преданная до своей смерти и горячо по-прежнему любящая слуга, друг Натальи Дмитриевны. При свидании с Иваном Ивановичем в Марьине, по приезде их после свадьбы, я была поражена страшной переменой, происшедшей в нем. Точно выходец с того света: так он был худ и бледен. Угасающая его жизнь протянулась, однако, в Марьине, вопреки приговорам петербургских врачей, еще два года. Уездный лекарь гор. Бронницы сумел как-то поддерживать упадающие его силы. Но эти страдальческие болезненные два года не прошли для него без пользы. Под влиянием любимой, горячо верующей женщины сердце его отозвалось на призыв благодатного чувства, и он скончался вполне верующим человеком, мирной христианской кончиной, в той же Марьинке, где за несколько лет назад предал дух и старый друг его Михаил Александрович, и похоронен тоже в Бронницах, рядом с могилой Михаила Александровича Фонвизина, в 1859 году.

84

Вскоре после смерти Ивана Ивановича Пущина  Наталья Дмитриевна купила себе в Москве дом на Садовой, переехала туда на жительство и зажила снова своей прежней независимой жизнью. Устроив хорошо дела по имениям, она могла жить совершенно без забот и стеснения. Няня тоже успокоилась и в новом доме по-старому занялась хозяйством, ходатайствуя часто у Натальи Дмитриевны за бедных крестьян, обращавшихся к ней с своими жалобами о своих нуждах. Она по прямоте честного своего характера всегда высказывала правду, не стесняясь страхом быть за это в немилости.
Дом Натальи Дмитриевны в Москве был открыт для всех друзей и знакомых ее. К ней любили съезжаться все хорошо знающие и уважающие ее. Бывало, каких разнородных личностей не встретишь в ее гостиной, начиная с высшего аристократического круга сотоварищей покойных ее мужей и кончая простыми, небогатыми и нередко нуждающимися лицами. Для всех равно находила она сказать что-нибудь приятное, никак не чувствовалось натяжки, напротив, ее веселая, умная беседа заставляла забывать время, и часто далеко за полночь просиживали у нее гости, слушая ее красноречивые рассказы о жизни в Сибири. В ее многочисленных анекдотах из жизни их на каторге всегда было много юмору: она особенно умела передать живо и характеристично самый незначительный эпизод, чем и увлекала слушателей. По-прежнему любила угощать. Прислуга у нее была так поставлена, что относилась одинаково вежливо как к богатым, высокопоставленным ее посетителям, так и к бедным и незнатным, которых у нее бывало немало. В Москву часто приезжали навещать Наталью Дмитриевну друзья ее, декабристы: Михаил Михайлович и Елизавета Петровна Нарышкины из своего имения села Высокого, находящегося в семи верстах от Тулы, купленного и приготовленного сестрой княгиней Евдокией Михайловной Голицыной для своего брата, возвращенного из Сибири через Кавказ прежде еще 1856 года, где они и поселились на житье.

85

Елизавета Петровна Нарышкина, рожденная графиня Коновницына, единственная дочь знаменитого в 1812 году генерала Коновницына, получила блестящее образование. Прекрасно воспитанная, любимица отца, обожаемая мужем, она последовала за ним в Сибирь на каторгу, где и подружилась очень с Натальей Дмитриевной Фонвизиной, перед духовными совершенствами которой впоследствии преклонялась и благоговела. Много было в ней тоже юмору. Вспоминая с Натальей Дмитриевной о своей жизни на каторге без малейшей горечи, смеялись и шутили, рассказывая о разных эпизодах, случавшихся там с ними. Как, бывало, подходя к тюремному частоколу, просовывали свои пальчики мужьям, а грубые часовых отгоняли их ружьями, и как они ухитрялись смягчать их жестокость подачками табаку и других мелких предметов. У ней была большая способность идеализировать восторженно, к кому чувствовала симпатию. Наталья Дмитриевна, несмотря на дружбу к ней, не выносила ее увлекающихся восторгов к ней. "Опять в рамку меня ставишь, не выношу этого!" - часто останавливала она ее порывы.
Елизавета Петровна мне, как верной союзнице Натальи Дмитриевны, по ее выражению, много показывала расположения и с большим участием относилась к моей нервной болезни, постигшей меня после смерти Михаила Александровича Фонвизина и смерти моего родного отца в Тобольске. Увозила нередко к себе в имение свое Высокое и однажды уговорила меня, чтобы я приехала к ним вместе с их племянницей В. А. Нарышкиной на их сельский праздник 15-го июля, куда собиралась в этот день почти вся Тула с самоварами на целый день. Всем позволялось тогда гулять по их парку и саду. Из Москвы отправились мы туда в почтовой карете. Прекрасная местность села Высокого с каменною церковью в нескольких шагах от великолепного дома с башнями и террасами, утопающего в цветниках роз и резеды, приятно поражала посетителей. Карета наша подкатила к крыльцу, где нас радушно встретили милые хозяева. Дом большой, удобный. Для всех приезжающих гостей были отдельные комнаты, из которых открывались живописные виды. Гостей и родных к этому дню наехало из Москвы и Петербурга множество, и всем достало места.
Накануне престольного праздника отправились все к всенощной, а на другой день к обедне. С раннего утра началось уже движение приходящего народа из Тулы и окрестных сел на праздник. Съемщики с самоварами размещались в отдаленной части парка; когда мы выходили из церкви, то громадные толпы народа имели вид разноцветного ковра со своими пестрыми яркими нарядами.
На большой террасе приготовлен был чай, где все гости разместились и любовались гуляющими. После обеда начались крестьянские хороводы. Молодые деревенские девушки в венках из полевых цветов, а женщины в своих типичных кичках, парни же, молодые запевалы, в красных рубашках, водили хороводы. Заунывны наши русские мелодичные песни, в которых чувствовалась какая-то затаенная грусть неволи и зависимости бедного крепостного народа от произвола какого-нибудь барина, не знающего иногда границ своим разгулявшимся страстям. Живя долго в Сибири, не раз приходилось мне выслушивать от несчастных сосланных по воле помещиков в Сибирь их горькие и грустные истории.

86

Между гостей находились и несколько человек из возвращенных декабристов: Николай Иванович Лорер, Цебриков, Бобрищев-Пушкин. Юмористический склад ума Елизаветы Петровны разнообразил и сообщал непринужденную веселость обществу, хотя в ее остротах иногда и слышались колкие насмешки и попасть на ее зубок несимпатичным ей личностям бывало беда. Михаил Михайлович был более мягким, даже нежного характера, он не умел сердиться, тем более взыскивать с людей. Когда приходилось делать какие-нибудь замечания или взыскания, он обращался с просьбою к жене взять на себя эту неприятную обязанность. Она, несмотря на то, что обожала мужа, часто острила над ним по этому поводу. «Хорошо нам  быть в миленьких - говорила она ему: - когда что неприятное для нас, то сваливаем на других, а сами остаемся в стороне».
Больше месяца с приятностью прогостили мы в Высоком, несколько раз ездили в Тулу, а однажды нам пришлось присутствовать на трогательном торжестве отправления ратников на войну. Преоовященный Дмитрий, бывший потом архиепископом херсонским, торжественно совершил на площади молебствие и благословлял  ряды ратников на трудный путь положить животы за царя и отечество. Площадь была переполнена народом; у жен и матерей лились горячие слезы; солнышко ярко освещало будущих борцов и пригревало своими теплыми лучами.
Владыка сказал им прочувственное напутственное слово. Сам тронутый до слез, владыка был неподражаем; точно ангел Божий, стоял он среди окружающих его ратников и многолюдного стечения народа.

87


Декабристы. Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин, Гавриил Степанович Батенков, Петр Николаевич Свистунов, Матвей Иванович Муравьев-Апостол.

Нередко также приезжал в Москву к Нат[алье] Дмит[риевне] и наш общий друг декабрист Павел Сергеевич Бобрищев-Пушкин. Он по возвращении из Сибири поселился с умалишенным братом своим, Николаем Сергеевичем, возвращенным с ним же вместе из Сибири, в их родовое имение Тульской губернии, Алексинского уезда, к родной сестре своей, Марии Сергеевне Бобрищевой-Пушкиной. Приезжая в Москву, он всегда останавливался в доме Натальи Дмитриевны, где наверху у нее были определены комнаты для приезжающих к ней друзей.
Каждый приезд доброго Павла Сергеевича был для всех  знавших его, радостным и приятным. Зная его за глубоко верующего и любящего человека, все, у кого накоплялось более или менее горечи и недовольства на душе, все облегчали тяжесть душевную с ним, веря, что он всегда примет сердечно участие в какой бы то ни было неудаче или неприятности и даст свой сердечный правдивый совет. В Тобольске его не иначе звали, как другом человечества. Наталью Дмитриевну уважал настолько, что предан был ей всей душой.
В один из приездов к ней он сильно заболел; сначала думали, что скоро поправится, но болезнь день за днем увеличивалась. Медицинские средства мало помогали. Явилась какая-то особенная сухость во рту, с большим трудом он мог пропускать пищу. Болезнь быстро шла вперед. Дыхание с каждым днем становилось затруднительнее. Видимо для всех было, что жизнь его угасала. Написали в деревню к его родным, ждали ежедневно их приезда. Он и сам начинал сознавать свое положение, но желание увидеть любимую сестру и братьев отдаляло от него мысль о близости смерти.
Не видав его несколько дней, я поражена была страшной переменой, происшедшей в нем. Печать смерти видимо лежала на нем. Я осталась ночевать и ночью сидела вместе с Натальей Дмитриевной у постели почти умирающего больного; она мне тихо говорит: "Предложи ему приобщиться св. тайн, сама я боюсь ему сказать, чтобы не испугать его". Оставшись одна с больным, вижу, дыхание у него становилось затруднительнее, так что при дыхании он втягивал почти всю нижнюю часть лица в себя, прося воздуха. Мечась по кровати, страдалец восклицал:
- Что же это такое? Чем же это все кончится?
Предсмертная агония, видимо, началась у него. Зная хорошо его глубокую набожность и не привязанность к земному, меня невольно смутила мысль: неужели он боится умирать и настолько не осознает своего опасного положения, что не может покориться предстоящей смерти? Собравшись с духом, подошла к нему и прямо спросила его:
- Павел Сергеевич, неужели вы, будучи всегда таким преданным Господу, боитесь смерти? Сообщитесь в св. тайнах с Господом и предайтесь ему на жизнь и на смерть. Вам будет легче.
Он выслушал меня очень серьезно и, углубившись несколько в себя, отвечал тихо, но так же серьезно:
- Нет, я не боюсь смерти.
- Не послать ли за священником, чтобы он пришел с Св. Дарами? обрадовавшись, продолжала я.
Он, снова углубившись внутрь себя и так же тихо и серьезно ответил мне:
- Нет, я сегодня ещё предан земле.
Было ясно, что он ждал сестры с братьями, о которых часто спрашивал, не приехали ли они.
- А завтра день решительный, жизнь или смерть предстоит мне.
После этих слов он успокоился и даже как будто забылся. Пришла Наталья Дмитриевна, я передала ей наш разговор. Очнувшись, больной сам стал просить Наталью Дмитриевну:
- После ранней обедни завтра пошлите, пожалуйста, карету за священником, чтобы он обеденными Св. Дарами приехал приобщить меня.
К концу ночи ему стало очень дурно, страдал жестоко; но, сколько мы ни уговаривали его, не дожидаясь утра, послать за священником с запасными Дарами, он не соглашался, хотя были такие тяжелые минуты, что ему самому казалось, что не доживет до утра. Однако выдержал эту борьбу страшную, говоря, что если б согласился, то это было уже с его стороны признаком маловерия. Что он хотел сказать этими словами, осталось тайной. Не было ли ему такое видение или предчувствие, что раньше утра он не умрет?
Тотчас по окончании ранней обедни приехал священник с Св. Дарами и прямо с чашей в руках вошел к нему. Больной с радостью встретил св. дары, исповедовался и приобщился Св. Тайн в полной памяти, после чаю успокоился, душевное томление прекратилось, благодарил нас, а к 12 часам дня физические его страдания стихли, дыхание делалось короче и менее мучительно, в глазах начало выражаться остолбенение, хотя видно было, что взгляд не терял ещё ни своей ясности, ни сознательности. Говорить перестал. Все мы окружили умирающего,  я поддерживала рукой голову его, лежавшую на подушке. Казалось, что вот ещё один вдох, жизнь улетит, но взор, хотя остановившийся уже, не терял ещё своей выразительности. Вдруг умирающий, точно собрав последние силы, потянулся, сжав крепко глаза и губы, и на лице изобразилась такая болезненная мука, будто ему делали страшную операцию. Это продолжалось не более минуты.
Когда раскрыл глаза, то взгляд поблек и не выражал уже ничего: видна была только безжизненность во взоре, свет, как говорится, выкатился из них. Потянувшись еще раз с тою же болезненной мукой на лице, сжав опять глаза и губы, отошел в вечность. Лицо умершего тотчас приняло спокойное, приятное выражение, как будто удостоверяя этим, что, покорившись и предавшись в св. волю Спасителя, он уснул спокойно. Продолжая поддерживать одной рукой его голову, я другой закрыла ему глаза, перекрестив, поцеловала в голову так еще недавно бывшего между нами доброго друга. Скончался Павел Сергеевич на масленице 13-го февраля, в 3 часа дня 1866 года.
В то время, когда умирающий боролся со смертью, масленичный разгул на улицах еще более давал чувствовать пустоту земной суеты. Чувствовалось, что совершалась какая-то невидимая тайна между душой и Богом. Тело покойного ещё долго оставалось теплым. Товарищи-декабристы, тут присутствовавшие, сами обмывали его. К 8-ми часам вечера была первая панихида, во время которой приехала сестра его с братьями. Горесть их была безгранична, особенно сестры его, Марии Сергеевны. Она в нем потеряла брата и друга и покровителя. Павел Сергеевич, живя в деревне по возвращении из Сибири вместе с сестрой, был для нее настоящим помощником. Его здравый, рассудительный совет всегда и во всем был полезен. Крестьяне тоже обращались к нему в разных своих затруднительных случаях, и он как в Сибири, так и на родине с одинаковой любовью относился к нуждам каждого, почему его высокохристианские успокоительные советы благотворно действовали на всех, за что полюбили его все знавшие его. Похоронили Павла Сергеевича на Волковском кладбище, близ церкви. Все собрались в доме Натальи Дмитриевны, как родные и товарищи его по Сибири, так и все знакомые отдать ему последний долг.  Отпевали в ее приходе, в церкви св. Ермолая на Садовой. До кладбища мужчины и дамы провожали тело пешком.
Сестра покойного, Мария Сергеевна, оставалась до 40 дней у Натальи Дмитриевны, где и остановилась. Часто мы с ней ездили на свежую могилу отшедшего друга. На памятнике была вделана его фотографическая карточка, которую спустя уже несколько лет нашли почему-то неудобным иметь на памятник, и велено было ее снять.

88

Однажды у Натальи Дмитриевны случилось мне познакомиться с замечательной личностью, с одним декабристом, Гаврилом Степановичем Батеньковым. Он, прежде чем быть сосланным в Сибирь, просидел 20 лет в одиночном заключении в крепостях Свартгольм  в Финляндии и Петропавловской в Петербурге. Как оказалось потом, его просто забыли там, но не помню по какому уже случаю вспомнили о нем и перевели его на поселение в Томск, куда он сам просился. По возвращении же из Сибири он поселился в Калуге, откуда нередко приезжал в Москву навещать старых товарищей. Его интересные рассказы о своих нравственных страданиях в 20-летнем заключении были очень занимательны. Сколько перестрадал этот человек, можно судить из его стихотворения "Одичалый". Легко понять, какую выносил он муку…. Это была могучая цельная личность, перенесшая столько душевных потрясений, что одно время, как сам рассказывал, думал, что сходит с ума. Несмотря на все перенесенное, у него не осталось никакой горечи на людей. Он был детски весел со всеми, хотя по наружности казался суровым. Он довольно часто бывал у нас в Москве и оставил по себе самую добрую память вследствие своего добродушия и прямоты характера. Скончался он в Калуге в 1863 году на руках преданных и любивших его друзей. Похоронен же в селе Петрищеве Тульской губернии, в имении своих хороших и добрых друзей Елагиных.

89

Декабрист Петр Николаевич Свистунов в начале своего возвращения из Сибири избрал было местом своего жительства Калугу. Там он вступил во владение переданной ему братом его частью родового имения в Калужской губернии, Лихвинского уезда в члены комитета по освобождению крестьян от крепостного права. Тут посчастливилось ему приложить свою трудовую лепту к делу, составлявшему предмет его сердечных желаний с самой молодости. Затем он был назначен от правительства членом присутствия по крестьянским делам, которым и состоял в течение двух лет под председательством переведенного из Тобольска в Калугу губернатора Виктора Антоновича Арцимовича. В Калуге Свистунов оставил по себе хорошую память и был всеми там уважаем. Вышедши в отставку, он переехал на житье в Москву, сколько для воспитания детей, столько же и для того, чтобы быть ближе к Наталье Дмитриевне, которую, как он, так и вся его семья глубоко уважали и любили. Наталья Дмитриевна была крестной матерью всех его детей. В Москве он купил себе дом в Гагаринском переулке и вел жизнь семейную, тихую, занимался много, по обыкновению, чтением и не оставлял также своей любимой виолончели. Он любил музыку до страсти, и хотя сам новых знакомых не заводил, но все, кто его знал, как старые его товарищи, так и их родные, постоянно его навещали. Острота его ума, любезное обращение очень к нему привязывали всех.
Чаще других встречала я у него почтенную личность вдовы генерала Муравьева-Карского. Как теперь помню, худенькая, с седыми буклями, прямо держащаяся старушка, с выражением кротости и доброты, своей добротой и ласковой приветливостью привлекала всех к себе. Она очень любила и уважала старика Петра Николаевича Свистунова.

90

Декабрист Матвей Иванович Муравьев-Апостол в то же почти время переехал из Твери в Москву с семейством, женой и двумя воспитанницами, привезенными им из Сибири. Своих детей у них не было. Он женился еще в Сибири, будучи на поселении. Жена его, Мария Константиновна, была дочь священника из дворян, которая, оставшись сиротой, воспитывалась у тетки своей, г-жи Брант, жены чиновника Бухтарминской таможни.
Мария Константиновна была кроткая, любящая сердцем, всеми товарищами ее мужа уважаемая и любимая. Она с большой любовью занималась своими воспитанницами; особенно одна из них была под ее влиянием, а другая находилась совершенно под влиянием Матвея Ивановича, который занимался исключительно ее умственным образованием. Способности ее ума быстро воспринимали умственное развитие, но, к сожалению, в ущерб сердцу. Страшная гордость овладела ею и начала проявляться перед доброй, скромной, хотя тоже далеко не лишенной здравого смысла и ума Марией Константиновной своим мнимым превосходством над ней, чем впоследствии много заставила страдать свою добрую воспитательницу, так что под конец мера терпения переполнилась уже настолько, что по желанию самого Матвея Ивановича, она должна, была удалиться из их дома. Возвращению же ее опять к ним много содействовал старик Свистунов; зная хорошо, как Матвей Иванович был привязан к ней, принял на себя. труд умиротворить обе стороны; но потом и ему, миротворцу, вместо благодарности пришлось перенести тяжелое испытание клеветы, возведенной на него перед Матвеем Ивановичем. Чувствительнее всего было старику Свистунову перенести охлаждение многолетней дружбы к себе товарища своего после стольких лет, проведенных вместе в изгнании в постоянной дружбе и доверии друг к другу. Но, будучи истинным христианином, Свистунов с Божьей помощью сумел выработать в себе смиренную, полную любви покорность к воле Божьей. Вот как он выражался в одном сохранившемся у меня письме ко мне: «Поверите ли, что при нанесенном тяжком ударе моей гордыне бывают минуты радости, давно мною не испытанные. Бог даст мне чувствовать, что допущенное им торжество злобы людской на меня свидетельствует о милосердии Его ко мне, недостойному, и что без этого испытания я погибал, и тогда не только не ропщу и не досадую, но со слезами благодарю Бога».
Матвей Иванович Муравьев-Апостол скончался в Москве, также и жена, Мария Константиновна, где они и погребены.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » М. Д. Францева. "Воспоминания".