Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » М. Д. Францева. "Воспоминания".


М. Д. Францева. "Воспоминания".

Сообщений 71 страница 80 из 91

71

Сказав это, он протянул мне руку. Так мы простились, и я его больше никогда не видала. Нервы мои в продолжение всего дня были так натянуты, что, по его уходе, мне сделалось дурно. Я впала в свое каталептическое состояние, которое с большим трудом сдерживала в его присутствии. Очнувшись часов в 9-ть вечера и почувствовав холод, я закуталась в шубу и заснула, не раздеваясь. Проснувшись на другой день, хотя я и чувствовала большую слабость, но пошла в собор к обедне. Я насилу могла дойти назад; сильный ветер отнимал у меня и физические, и нравственные силы; в страхе я предполагала, что в такой ветер императрица не пойдет гулять, а мне за неимением с собой денег нельзя было уже оставаться дольше. Напившись чаю, чтоб несколько подкрепиться, я в час дня снова пошла в сад, который на этот раз был почти пуст. Опять долго бродила я по его аллеям, и под конец, изнемогая совсем, стала ходить взад и вперед по аллее, ведущей во дворец. Начало смеркаться, а императрицы все нет  как нет. Я шла, опустив голову, и вдруг услышала опять какой-то шум. Я присмотрелась и увидела вдали нескольких офицеров в красных фуражках, идущих мне на встречу. Мне стало досадно на них, что они могут быть свидетелями моего неприятного положения при подаче просьбы; желая рассмотреть их хорошенько, я взглянула в лорнет и представьте мой ужас, когда в этой группе я узнала государя под ручку с государыней, а впереди их великих князей в красных фуражках. Все они быстро приближались ко мне на встречу. Я пришла в такое смущение, что кажется если б была возможность, то куда-нибудь ускользнула бы. Однако, подавив смущение, внутренне перекрестившись и держа в руках просьбу, я пересекла им дорогу; великие князья, как только заметили, что я хочу подойти, тотчас посторонились и дали мне дорогу. Государь с императрицей остановились; я поклонилась им, подошла прямо к ней и с волнением сказала:

- Ваше величество, я имею к вам просьбу.

- Что вам угодно? - спросила она тихим голосом, взглянув на меня своими кроткими глазами. Я, вместо ответа, подала ей свою просьбу; она приняла ее и, держа в руках, сказала: «Хорошо». Государь же в это время, осмотрев меня с ног до головы, спросил: «Кто вы такая»? -Я назвала себя, посмотрев прямо ему в глаза. Он еще раз повторил: «Как фамлия?» - Я ответила. Он, поклонившись, сказал: «Хорошо». - Я тоже поклонилась, и они пошли в одну сторону, а я в другую. Я спешила, чтобы не опоздать на поезд, наскоро взяла в гостинице свои вещи и отправилась в Петербург. На другой день, я вместе с Пашковым опять поехала в канцелярию императрицы и горе мое было велико, когда тот же секретарь ее, г. Мориц, ответил мне, что несмотря на то, что я лично подавала просьбу императрице, без формулярного списка отца девочек, невозможно ничего сделать. Когда же на мое несмелое замечание, не может ли он сам, как секретарь императрицы, потребовать этих бумаг? он, ухватившись за эту мысль, воскликнул:«Как это мне прежде в голову не приходило, ведь это возможно и я непременно это сделаю; а вы теперь же можете спокойно отправляться домой».

72

Весной, к моей великой радости, я получила от него формальное уведомление, что одна из племянниц (а я хлопотала о двух) зачислена в Московский Елизаветинский институт пансионеркой императрицы. Я даже заплакала, получив такую неожиданную радость. Поблагодарив Господа за устройство девочки, я начала хлопотать и о другой, с которой тоже не мало было труда. Но мне в этом очень помог генерал-адъютант Ник. Ник. Анненков, которого, как уже сказано мною раньше, в бытность его на ревизии в Западной Сибири в 1851 году, я знала в Тобольске. Мне не приходилось еще обращаться к нему в Петербурге с моими делами, которые, благодаря г. Пашкову, Бог помогал мне обделывать; но, при помещении другой племянницы, статс-секретарь Гофман начал делать затруднения, и нужно было иметь рекомендацию от более высокопоставленного лица, почему я и обратилась к Н. Н. Анненкову, который в то время был государственным контролером в Петербурге. Я поехала к нему с его двоюродной племянницей генеральшей Ивановой, моей хорошей приятельницей, (дочерью декабриста Анненкова). Ник. Ник. принял меня так любезно, как старую свою знакомую, наговорил кучу любезностей, как это бывало и в Тобольске, и даже упрекнул, когда узнал, что я не в первый уже раз в Петербурге по делам, что как же я, имея такого старого друга, не обращалась к нему. Я поблагодарила за его доброту и объяснила, что мне теперь нужна для генерала Гофмана рекомендация о моем покойном отце, которого он хорошо знал в Тобольске. Анненков обещал вечером же прислать мне письмо к Гофману. И в самом деле, часов в 10 вечера вдруг отыскивает меня курьер с пакетом на мое имя; распечатав его, я нашла копию с письма Анненкова к Гофману и записочку ко мне, где он писал, чтоб я прочитала эту копию и ответила бы ему, довольна ли я ею. Письмо об отце было очень лестно написано, и я храню его у себя до сих пор. На  другой день, я передала уже настоящее его письмо Гофману; но он так медлил своим решением, а время уходило, что я была принуждена снова обратиться к Анненкову, который прямо уже сам просил императора, и вскоре я получила бумагу, что по особому ходатайству генерал-адъютанта Анненкова, помещена и другая моя племянница в Московский Екатерининский институт пансионеркой императора. Так Господь помог мне, несмотря на мою немощь, устроить осиротелых детей.

В коронацию покойного императора Александра Николаевича, в 1856 году возвращены были все декабристы из Сибири. Вестником их свободы был сын декабриста же, князь Михаил Сергеевич Волконский, посланный в Сибирь курьером с милостивым манифестом. Вскоре большая часть из них перебралась на родину, а некоторые предпочли остаться в Сибири, где жизнь удобнее и дешевле для людей, не имеющих больших средств. Мы были очень обрадованы приездом к нам в Марьино возвратившихся наших дорогих друзей: Павла Сергеевича Бобрищеева-Пушкина, Свистунова, Пущина, Басаргина и многих других, прострадавших более 30-ти лет в изгнании.

М. Д. Францева. Воспоминания.
Исторический вестник, 1888, т. 32, май, С. 381-412; т. 32, июнь, С. 610-640, т. 33, июль, С. 61-87.

73

ВОСПОМИНАНИЯ О ДЕКАБРИСТАХ
(Из бумаг М. Д. Францевой)

[Прим. редакции: Воспоминания М. Д. Францсвой о жизни декабристов, в Сибири, преимуществено супружеской четы Михаила Александровича и Натальв Дмитриевны Фонвизиных, печатались в «Историческом Весттнике» 1888 года (май, июнь, июль) и в то время обратили на себя внимание своею искренностью и правдивостью. В виде дополнения к ним печатаются нынешние о декабристах, сохранившиеся в бумагах М. Д. Франдевой и сообщенные ею редакции «Исторического Вестника».]

В сибирском народе много было в наше время хорошего в нравах, радушным гостеприимством тоже отличается он немало, особенно перед здешними русскими. Бывало, помню я, когда случалось нам проездом из Тобольска в Омск на протяжении 600 верст останавливаться в деревнях у так называемых передаточных, то хозяйка закормит всем, что у нее есть в запасе, и Боже сохрани, чтобы она когда-нибудь взяла за это плату; это надо ее обидеть, если за ее радушное угощение вы предложите ей что-нибудь заплатить. «Господь еще не обидел нас Своею милостью», ответит она вам обидчивым тоном. Правда, что крестьяне живут там зажиточно, земли много, лесу тоже, разве уж особенный лентяй или негодяй какой-нибудь, при тех удобствах, которыми пользуется, живет бедно. Вообще в Сибири за оказанную услугу другому с негодованием отвергалось всякое вознаграждение, тогда как здесь, в России, шагу не сделают даром для другого. Я ужасно любила  сибиряка за его прямоту и понимание своего личного достоинства. Униженного подобострастия он совершенно был чужд.  ІІридет, бывало, к вам какая-нибудь усталая торговка или молочница, с молоком и, чувствуя утомление, она, нисколько не стесняясь, сядет возле вас отдохнуть, и этим она нисколько не хочет сравняться с вами или умалить ваше превосходство перед ней, или оказать вам дерзость, показать равенство - ничего подобного, она только этим показывает, что, как человек уставший, она имеет полное право в присутствии вашем присесть отдохнуть, не переставая в то же время быть учтивой и почтительной относительно вас.
Вообще следует сказать о сибирском народе, что он удивительно как выше развит умственно перед русским мужиком. В Сибири никогда не было крепостного права, почему народ выработался более самостоятельным, с своими убеждениями. Благодетельнейшее влияние прямого, простого благорасположенного обращения декабристов развило в них высокое понимание достоинства человеческой личности. Сибиряк обыкновенно не хвастлив, он не вдруг выразит свой взгляд, свое мнение, сначала выслушает, в чем дело, подумает, скажет: «Что же, и мы, скажет, сумеем сделать это». И наверно, если возьмется за что, то сделает хорошо. Еще отличительная черта сибиряка, это большая чистоплотность. Когда, бывало, проезжаешь деревнями, то, куда ни взойдешь, в самую ветхую избенку, чистота вас невольно поражает. Пол чисто вымыт, устлан чистым холщевым половиком, на столе безукоризненной белизны скатерть, в переднем углу святые иконы, кровать с периною, покрытая непременно чистым одеялом. Декабристы были все люди умные, образованные, прекрасно воспитанные, сохранившие утонченную вежливость высшего общества, к которому они некогда принадлежали, а вместе с тем, прошедши тяжелые испытания в жизни и узнав всю превратность ее, у них выработались необыкновенная простота и добродушие. Они относились ко всякому человеку, ценя в нем прежде всего человеческое достоинство, почему и были чужды всякого самомнения. Всем было как-то легко и хорошо с ними. Отдавая им в то же время полное предпочтение, никто также не чувствовал себя униженным перед ними и подавленным их превосходством. Их умные, серьезные, а иногда полные остроты и игривости беседы доставляли истинное наслаждение.

74

М. А. Фонвизин и Н. Д. Фонвизина.

Михаил Александрович был сын Александра Ивановича Фонвизина, родного брата известного Дениса Ивановича Фонвизина, Отец Михаила Александровича женился на двоюродной сестре своей, вследствие чего Мамоновы оспаривали законностъ этого брака, желая лишить детей его права на наследство Мамоновского огромного имения, что и побудило Александра Ивановича поместить в военную службу сына своого, Михаила Алексаидровича, едва достигшего 15-летнего возраста; и точно, за отличие его по службе, Высочайше утверждены были права его на Мамоновское наследство.
Михаил Александрович служил в Измайловском лейб-гвардии полку и произведен в офицеры под Аустерлицем в 1805 году. В 1812 году он был адъютантом у начальника штаба, Алексея Петровича Ермолова, который особенно любил и уважал его и даже в своих записках упоминает о нем: «При Малом Ярославце, - пишет Ермолов , - храбрые адъютанты мои поручик Фонвизин и артиллерии поручик Поздеев чрезвычайно мне способствовали всюду, куда ни посылал я их, не менее верил им, как самому себе». Во время кампании Михаил Александрович скоро дослужился до полковничьего чина, так что в 1813 году ему вверено было командование полком. В 1814 году он находился в авангарде в городе Ргоѵins, где девизионный командир назначил ночлег и велел дать отдых, солдатам, расположенным по квартирам. Ночью маршал Удино напал врасплох на наш авангард; русские ударили тревогу, и войско выступило, не успевши одеться, с одними ружьями в руках. Тут был взят в плен весь отряд русский, в том числе и Михаил Александрович Фонвизин и Константин Маркович Полторацкий. Французы сняли с них обувь и мундиры. Маршал же Удино, увидев пленных, велел тотчас Фонвизина снабдить одеждой и с рекомендательным письмом к друзьям своим отправил его в Париж, где он жил на свободе и ласково был принят. Когда союзные войска стали подходить к Парижу, всех пленных отправили в Бретань, в город Марьяк.. Там находились несколько тысяч пленных русских и австрийцев.

75

Между жителями было много роялистов. Фонвизин, узнав от них, что дело Наполеона проиграно, решился поднять белое знамя, уговоривши на это заранее всех русских пленных; они завладели арсеналом, обезоружили караулы и сделались хозяевами в городе, объявив его на военном положении. Австрийские офицеры побоялисъ принять участие в этом деле; лишь один из них, славянин, уговорил австрийских рядовых пристать к русским. На подкрепление к войску Наполеона шел, между другими, конно-егерский полк, которому следовало пройти через город. Фонвизин согласился на это под одним условием, чтобы полк прошел через город обезоруженный. Оружие же на подводах следовало за полком.
По вступлении союзников в Париж государь  Александр Павлович очень сухо принял Фонвизина, бывши недоволен его самоуправством; но вслед за тем Фонвизин, будучи представлен королю Людовику XVIII, был осыпан его ласкамн и удивился, встретив во дворце мушкетеров знакомого герцога де Брисака, который незадолго перед тем был принят юнкером в Семеновский полк.
В 1816 году Фонвизин командовал полком в корпусе гр. Воронцова, командовавшего оккупационным русским отрядом во Франции в течение трех лет. Возвратясь в 1818 году в Россию, в эпоху аракчеевского владычества, он не мог вынести новых порядков и вышел в отставку; но в скором времени граф Петр Александровнч Толстой, который командовал корпусом в Москве, упросил Фонвизина вновь поступить на службу и назначил его командиром Егерского полка, где он устроил на свой счет юнкерскую школу. Узнав об этом, граф Дибич при посещении школы до того был восхищен этим учреждением, что представил государю проект об учреждении для юнкеров казенных школ.
Михаил Алсксандрович Фоивизин так был любим и уважаем офицерами полка, что при выходе его в отставку офицеры поднесли ему на память золотую шпагу. Насколько же он был обожаем и солдатами за свое кроткое и человечное обхождение с ними (у него в полку запрещено было давать телесное наказание), доказывает следущий эпизод из его казематной жизни. Когда впоследствии образовалось так называемое тайное общество, Фонвизин вступил в его и принимал в нем деятельное участие. 14-го декабря 1825 года он лично не был замешан в деле, будучи в своей подмосковной деревне Крюкове, теперешней Крюковской станции по Николаевской железной дороге. Здесь он был арестован, увезен в Петербург и посажен в Петропавловскую крепость. Во время его заточения в крепости случилось однажды быть в карауле солдатам того полка, которым он прежде командовал; во время его прогулки по берегу Невы, вокруг крепости, под конвоем этих солдат, они, рискуя жизнью, убеждали и умоляли его воспользоваться свободой и бежать. Как он ни был тронут и поражен такой преданности с их стороны, но, конечно, не согласился ради своей свободы подвергнуть их наказанию и в то же время ухудшить положение своих товарищей, которые после его побега подверглись бы, конечно, еще более строгому надзору.

76

В начале ссыльным не дозволялось писать к родным, и Наталья Дмитриевна, волнуемая постоянными советами жандармского генерала Волкова, который имел тайное приказание от правительства склонить ее отложить свою поездку хотя до тех пор, пока получится известие о муже, решилась по своему глубокому религиозному чувству поехать помолиться преподобному Сергию в Троицкую лавру и действовать потом, как Бог положит ей на сердце. Там с ней был знаменательный случай, коим Провидение видимым образом указало ей на то, что ей следовало ехать в Сибирь к мужу.
Итак, она отправилась в монастырь с своей молодой кузиной, в сопровождении одного слуги. Посетив одного затворника, к которому пошла вместе с своей кузиной и лакеем, она была поражена прозорливостью старца, который при входе прямо, без всяких вопросов дал ей крестик с следующими словами: «Отвези тому, к кому едешь».
Эти немногие, но знаменательные слова старца тотчас ее успокоили; она ясно поняла из них, что муж ее жив и она, должна к нему ехать; тем более она уверилась в прозорливости святого старца, что тот, обратившись тут же к молодой девушке, ее кузине, желавшей очень выйти замуж, так же не дождавшись с ее стороны вопроса, сказал ей: «В настоящем году выйдешь замуж», что и сбылось потом в точности. Лакею же, сидевшему по его указанию вместе с господами, сделал обличение, сказав: «На тебе лежит тяжкий грех, покайся в нем». Наталья Дмитриевна, вернувшись домой, узнала от людей, что однажды на исповеди священник не разрешил этому человеку приобщиться Святых Таин, но он, стыда ради человеческого, незаметно проскользнул между народом и приобщился самовольно Св. Таин, что потом его очень смущало и тяготило.
Пушкин очень верно охватил основные черты ее характера, ее юную наивную душу, но твердую в исполнении своих обязаностей. Пушкин взял тип Натальи Дмитриевны из юной ее жизни в богатом костромском поместьи ее отца, где она развивалась вдали от мелочной суеты столичной жизни, где ее наивная, легко верящая во все хорошее натура в то же время крепла в глубоком религиозном чувстве покорности воле Божией, художественно передал все главные черты ее характера в лице Татьяны в своей знаменитой поэме «Евгений Онегин».

77

Но толчок разочарования в верности человека, к которому она так было доверчиво отнеслась, не заставил ее потерять веру в людей, что она и доказала впоследствии, сумев отличить настоящее от ложного. Она оценила великодушный поступок своего двоюродного дяди Михаила Александровича Фонвизина, разорвавшего долговой вексель ее отца, и приняла его предложение стать его женой. Не «тупо покоряясъ», как ошибочно сказано у Пушкина, воле родительской, ставши, как будто, после разочарования равнодушной ко всему окружающему, она пошла за него добровольно, имея в виду, с одной стороны удовлетворить самолюбие отца, с другой, отплатить Михаилу Александровичу за его благородный поступок. Сделавшись женой генерала, она дала сильный отпор на балу бывшему ее ухаживателю, как говорит Пушкин в своей поэме, и это доказывает твердый в правилах и исполненный обязанностей ее характер. Не имея страстного увлечения, она тем не менее привязалась и полюбила мужа за благородные чувства, что и оправдала своею твердою решимостью не покидать его в несчастии, следуя за ним в изгнание, на каторгу, несмотря на мольбы отца и матери.
Михаил Александрович обожал ее в полном смысле этого слова до последней минуты жизни. Она своею глубокою религиозностью имела огромное влияние на него, так что под ее влиянием из человека равнодушного к религии он сделался горячо верующим. Его прямая чистая душа легко поддавалась всему возвышенному и прекрасному.

78

Н.Д. Фонвизина по возвращении из Сибири и замужество ее с И. И. Пущиным.

Наталья Дмитриевна была замечательного ума, необычайно красноречива и в высокой степени духовного религиозного развития. В ней много было увлекательного, особенно когда она говорила, так что перед ней невольно преклонялись все слушатели ее. Память у нее была удивительная, она помнила даже все сказки, которые рассказывала ей в детстве ее няня, и так умела передать живо и картинно все, что видела и слышала, что простой рассказ ее увлекал каждого из слушателей; характера она была твердого, решительного, энергичного, но вместе с тем очень веселого, несмотря на то, что жила больше внутренней жизнью, мало обращая внимания на суждения или пересуды людские.
По возвращении из Сибири, после кончины Михаила Александровича Наталья Дмитриевна должна была заняться приведением в порядок дел по доставшемуся ей по наследству от Ивана Александровича Фонвизина огромному имению, но расстроенному до крайности. Она в продолжение двух лет решительно не имела отдыха. Приходилось разъезжать по разным своим имениям, находящимся в нескольких губерниях, чтобы иметь возможность сохранить их от грозившего полного разорения. Крестьяне обожали ее и обличали пред ней все неблагородные и корыстолюбивые поступки управителей огромных ее владений, отчего возникали у нее постоянные неприятные столкновения с ними. Все это настолько нравственно и физически утомило Наталью Дмитриевну, привыкшую всегда к более отвлеченной, чем деятельной, жизни, что она решилась поехать в Тобольск отдохнуть там душою и взглянуть еще на сотоварищей покойного мужа, а своих друзей. К тому времени еще одно обстоятельство, о котором я буду говорить ниже, побудило ее решиться окончательно на эту поездку, почему в начале 1856 года она и отправилась в Сибирь, взяв с собой маленькую свою воспитанницу, привезенную ею из Сибири, родители которой оставались в Тобольске. Опасаясь же, чтобы не показалось странным правительству и всем окружающим ее путешествие в Сибирь, она устроила свой отъезд так, что никто, кроме меня, ни родные, ни знакомые, ни домашние не знали об этом. Для охраны же в дальней дороге взяла она с собою преданного и верного человека. Она выехала из Марьина в Москву, сказав всем, что едет в свои костромские имения на все лето. Одно я знала только, куда она отправлялась, и у нас с ней сделан был уговор, что когда она будет мне писать в Марьино, где я и оставалась, чтобы прочитывала письма я старой няне Матрене Петровне, как бы полученные мною из деревни, а не из Сибири, также и всем спрашивающим отвечала бы то же. Заранее условлено было названия мест костромских понимать за некоторые места в Сибири, где она должна была останавливаться.
Тайну ее я сохранила во всей полноте; никто не подозревал, что я прочитывала письма из Сибири, рассказывая как о полученных из костромских имений.

79

Однажды едва, впрочем, не пришлось мне выдать вверенную мне тайну. Встретила я раз, бывши в Москве у княгини Евдокии Михайловны Голицыной, графиню Елизавѳту Петровну Потемкину, рожденную княжну Трубецкую, сестру декабриста князя Сергея Петровича Трубецкого, только что приехавшую из Петербурга, которая рассказывала княгине Голицыной, как интересное событие, что князь Михаил Сергеевич Волконский, тоже сын декабриста, состоящий на службе в Петербурге, был послан государем императором курьером в Сибирь с высочайшим милостивым манифестом по случаю коронации о прощении  всех декабристов и возвращении их на родину в Россию. Князь Волконский описывает, говорила она, как он, приехавши в Ялуторовск, возбудил общий восторг и радость у всех сосланных; все бросились обнимать друг друга и благословляли императора Александра II. Он пишет также, что между ними находилась в это радостное время и Наталья Дмитриевна Фонвизина. Княгиня же Голицына, зная от меня  о пребывании Натальи Дмитриевы в деревне не верила этому известию, и так как я тут же находилась в гостиной, то удивленная обратилась ко мне с вопросом, правда ли, что Наталья Дмитриевна в Сибири. Я, конечно, ради тайны должна была скрыть и ответить отрицательно, что ее там нет, что вероятно вышло какое-нибудь недоразумение в письме князя Волконского. Вскоре возвратилась и сама Наталья Дмитриевна из Тобольска, и когда она рассказывала о своем таинственном путешествии, то все очень смеялись и удивлялись моему уменью, как они выражались, хранить чужую тайну.
Вообще в характере Натальи Дмитриевны много было странного и непонятного для света. Не выносила она никакой похвалы себе, почему часто старалась выказывать себя не тем, чем была, напуская на себя вид юродства, чтобы только не считали ее за праведную, и иногда, чтобы еще сильнее опровергнуть похвалу, старалась напускным, каким-нибудь выдающимся и даже порицаемым условиями света действием нарушить хорошее мнение о ней.

80

До старости в ней сохранилось много юношеской восприимчивости, доходящей до самоотвержения, особенно когда касалось ее религиозной стороны и подчас экзальтированной покорности воле Божьей. Требовалось ли стеснение свободы, которой она больше всего дорожила, или другой какой жертвы для спасения ближнего, она тогда ни перед чем не останавливалась, каким бы уродством для света ни казались ее действия. Это самопожертвование ради спасения ближнего и было главной причиной ее вторичного брака с Иваном Ивановичем Пущиным, немало удивившего всех ее знакомых и даже друзей.
Иван Иванович Пущин, отличаясь либеральными идеями, принадлежал также к тайному обществу декабристов и вместе с другими был сослан в Сибирь. Как человек, он был чрезвычайно добрый, честный, милый, всеми уважаемый и любимый, но, к несчастию, как христианин, мало верующий; хотя и не уклонялся от исполнения обрядов церковных, как многие светские люди, но никогда не вникал в духовную сторону христианской жизни. Когда он, бывало, приезжал из Ялуторовска, где был поселен, в Тобольск и останавливался у Фонвизиных, то мне нередко приходилось присутствовать при их религиозных спорах. Как Михаил Александрович, так и Наталья Дмитриевна усердно старались возбудить в нем духовную внутреннюю жизнь, без чего, по их христианским воззрениям, спасение его души казалось им сомнительным, но он, по обыкновению, всегда отшучивался, говоря, что из него хотят сделать святошу, и мало поддавался их благочестивому влиянию.
Когда же впоследствии в Ялуторовске получено было из России известие о праведной и мирной кончине Михаила Александровича Фонвизина, то это грустное событие сильно поразило его, тем более что и сам он к тому времени стал уже серьезно прихварывать и невольно поддаваться унынию.
Наталья Дмитриевна не прерывала, конечно, и после смерти Михаила Александровича дружеских сношений с Пущиным, интересовалась по-прежнему его внутренней душевной работой и, как умная женщина, имела на него большое влияние. Но вместе с тем она была как громом поражена неожиданно сделанным им ей предложением. Ее экзальтированная натура тотчас же приняла это за особенное указание Провидения, требовавшего от нее новой жертвы для спасения через неё прекрасной, но мало верующей души Пущина. Но в то же время в ней самой началась страшная борьба: она очень хорошо сознавала, что, решившись на второй брак, она лишится своей дорогой свободы и волей-неволей должна будет подчиняться человеку и новой обстановке жизни, тогда как ее свободная воля тяготилась всякой зависимостью.


Вы здесь » Декабристы » МЕМУАРЫ » М. Д. Францева. "Воспоминания".