Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ. ОБЩЕСТВА. ПРОГРАММЫ. » Л.Б. Шешин. Основание Ордена Восстановления.


Л.Б. Шешин. Основание Ордена Восстановления.

Сообщений 11 страница 13 из 13

11

В тот же день, 2(14) февраля, Завалишин отправил и письмо к Альтимире. Оно начиналось изложением «мифической» истории Ордена, который будто бы возник четыре года назад. Тогда же Завалишин якобы был избран великим магистром. Далее дон Деметрио обращался к положению Калифорнии и советовал провозгласить ее независимость, сместить Аргуэльо, разрешить въезд иностранцев и принять меры для восстановления хозяйства. Заканчивая послание, великий магистр писал: «Я сделаю все, что возможно, хотя и не могу остаться в Калифорнии. Достоинство мое зовет меня в Европу, где мое присутствие становится каждую минуту все более и более нужным... Пух и расположение солдат и жителей мне известны; с ними и при общем согласии я надеюсь дать другой вид всему, если не недостанет мне времени... Великий Восстановитель» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 52-58 об.; Д. 47. Л. 18).

Завалишин составил и письмо к «Тайной Юнте Калифорнской», чтобы вручить его членам Юнты, когда они соберутся на совещание. Дон Деметрио опять делал вывод, что Калифорния может сохранить независимость, только находясь под покровительством сильной державы, призывал избрать нового правителя, разрешить иностранцам селиться в Калифорнии и способствовать развитию хозяйства. «Юнта не оставит меня уведомить касательно намерения, которое примет она, — заключал мичман. — Власть и право в руках ее, да не употребит она их иначе как для блага. Сего желает тот, для которого первою священною вещию есть благополучие народов» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 64-72 об.; Д. 47. Л. 86 об.)

Не получив ответа от Альтимиры, Завалишин снова поехал в миссию Сан-Франциско-Солано. Он заговорил с Альтимирой о «сродстве целей» Ордена Восстановления и миссионеров, доказывал, «какие бы выгоды получила провинция от пребывания ордена в оной». Потом мичман рассказал о том, что Орден Восстановления, распространяя христианство и просвещение во многих странах света, должен будет объединить людей разных наций. Это усилит его могущество, но отдалит достижение главной цели. Завалишин «открыл» Альтимире, «что Орден, чтоб получить политическое существование, нуждается в покровительстве и помощи сильной державы», и пояснил, что «надлежит обратиться к такому монарху, от которого можно было бы надеяться совершенного беспристрастия как к нациям, так и к вероисповеданиям, и что такой монарх есть единственно Александр». Альтимира сказал, что он согласен вступить в такой Орден, «ибо сие совершенно соответственно его обязанностям». Альтимира был единственным человеком в Калифорнии, которому Завалишин открыл истинное положение Ордена: мичман сообщил не только о том, что он сам является «главою» Ордена, но и что Орден «еще учреждается».

Альтимира был первым человеком, согласившимся вступить в Орден Восстановления. День, когда это произошло, — 5(17) февраля 1824 г., — Завалишин стал считать днем основания Ордена, именно с этого дня он почувствовал себя великим магистром (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 18 об., 85-86 об., 89).

Мичман и монах вместе сочинили стихи на испанском языке — по-видимому, гимн Ордена Восстановления:

«Ни отечества, ни родственников не имеем,

От отечества, от родственников отрекаемся,

Отечество наше тамо, где нас хорошо принимать будут.

За благополучие человеков жертвуем собою.

По всей земле с помощию ходить будем,

И где только есть люди, туда придем.

По всему свету с оружием в руках ходить будем,

Жертвуя жизнию нашею и счастием человекам.

Несчастные! Всякую помощь подавать вам будем,

Ибо счастие ваше есть одно, чего желаем,

И всякий добрый друзей своих в нас находить будет.

О беззаконники! Всегда <вам> первыми врагами будем.

В награде света сего нужды не имеем,

Но от неба в будущей жизни надеемся оной».

(ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 58 об.-59 об.; Д. 47. Л. 86 об.)

12

Альтимира сообщил Завалишину, что собрание Юнты откладывается. Но медлить было нельзя. Фрегат уже готовился к отплытию. И великий магистр задумал «сделать перемену президента, не дожидаясь собрания Юнты, и ввести прямо уже Орден Восстановления» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 76). Но жители селения Санта-Клара и солдаты поддержали бы только того, кто немедленно отменил бы насильственное привлечение на военную службу, облегчил положение солдат и снабдил их всем необходимым.

7(19) февраля, через два дня после встречи с Альтимирой, Завалишин отправил новое (третье) письмо к Нориеге. Дон Деметрио обращался к нему и как к члену Тайной Юнты, и как к предполагаемому (вместо Аргуэльо) правителю Калифорнии. Он призывал отказаться от насильственного набора на военную службу и облегчить положение солдат (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 76-80 об.)

От Нориеги не поступало никаких известий, а «Крейсер» уже был готов к отплытию. И тогда мичман решился на отчаянный шаг. В последние дни перед уходом фрегата из залива Сан-Франциско он составлял письмо к жителям селения Санта-Клара18. В этом последнем письме уже не нашлось места ни для Тайной Юнты, ни даже для Нориеги. Завалишин писал о себе как о человеке, который поведет жителей Калифорнии по нужному пути, как о человеке, вокруг которого они должны объединиться:

«Обитатели Калифорнии!.. В отдаленности от вас слышал я о несчастиях ваших и по достоинству, которое имею, по долгу священному и по присяге, связующей меня с несчастными... прохожу моря для возвращения вам благополучия, коего вы уже лишилися... Вы не имеете главы пред собою — отныне я буду оным. Есть ли здесь... кто-либо толико мужественный, чтобы согласиться жертвовать собою для благополучия человеков? Приидите и соберитеся около креста сего — который всегда будет знаменем нашим — я поведу вас путем чести, славы и добродетели... Доколе Калифорния есть отечество ваше — составьте собственное правление, потому что вы не должны терпеть, чтобы кто-либо располагал вами. Вы должны повиноваться законному правлению, общим согласием учрежденному...Я слышал о несчастиях ваших и иду помогать вам. Придите, соберитеся вокруг того, который взял крест сей, толико грузный, для благоденствия человеков» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 80 об.-85).

Сложившаяся в Калифорнии обстановка делала планы Завалишина вполне реальными. Однако для их осуществления требовалось время, а времени у «великого восстановителя» уже не было. 17(29) февраля 1824 г. «Крейсер» покинул залив Сан-Франциско. К этому времени великий магистр подготовил почти все для размещения в Калифорнии Ордена Восстановления. «Калифорния была в отношении ко мне в таком положении, — писал позднее Завалишин, — что если б я, получа утверждение от покойного императора и вспоможение, явился туда, то сей час был бы принят с Орденом» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 18 об.)

Шатрова в беспорядке перечислила и процитировала некоторые письма Завалишина к калифорнийским испанцам, допустив при этом множество ошибок. Залив Бодега (Бодего) у Шатровой получил название «Богача» (Шатрова 1984: 175). Шатрова писала, что Альтимира жил в миссии Сан-Франциско, о существовании основанной им второй миссии с таким же названием она и не подозревала, а слово «Солано», составляющее вторую часть названия новой миссии, под пером Шатровой превратилось в... имя Альтимиры (Шатрова 1984: 36)19.

Имена испанских монахов, с которыми Завалишин имел дело в Калифорнии, в источниках упоминаются в разной форме. Шатрова не поняла этого и посчитала разные формы написания одного имени за имена разных лиц. Она писала о «падре Госсе», которого не существовало («Госсе» — искаженное имя Хосе Альтимиры). Монаха Луиса (испанскую форму имени которого исследовательница не разобрала и потому именовала его «Лутом» или «Лужом») Шатрова упомянула наряду с «Лудовиком». При этом сокращенное слово «отец» («о.»), употребленное в источнике, у Шатровой превратилось в инициал, а имя «Лудовик» — в фамилию. Интересно, что, хотя отец Лудовик и падре Луис — одно и то же лицо, Шатрова по-разному оценила их отношение к Ордену Восстановления: по ее мнению, «О.Лудовик», «возможно», был принят в Орден, а с «падре Лутом (Лужом)» только были «установлены связи» (Шатрова 1984: 37-39, 59-60).

13

Шатрова упомянула письмо Завалишина «от 19 января 1824 г. Калифорнийской Юнте» (Шатрова 1984: 33). В действительности единственное письмо декабриста к Юнте не датировано. Ошибка Шатровой объясняется тем, что расположенное в деле вслед за письмом к Юнте третье письмо Завалишина к Нориеге имеет зашифрованную дату: «IV — I — XIX». Однако и эту дату (которую, разумеется, нельзя было переносить на письмо к Юнте) Шатрова не сумела расшифровать. Завалишин пояснял, что указанная дата означает «4-й год, 1-й месяц, 19 день». Однако под «1-м месяцем» он понимал не январь, а февраль, так как вел счет от 2 февраля 1821 г., когда впервые задумал создать Общество Восстановления. Таким образом, как пояснял далее сам Завалишин, рассматриваемая зашифрованная дата означала 7(19) февраля 1824 г. (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 76, 80 об.)

Шатрова пересказывала и цитировала письмо Завалишина к Юнте (Шатрова 1984: 33), однако при сравнении цитат с текстами архивных документов (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 70 об., 77, 78 об.) нетрудно установить, что одна цитата взята из письма к Юнте, а две другие — из уже упоминавшегося письма к Нориеге от 7(19) февраля (при этом одна из цитат приведена с ошибками). Через несколько страниц, сообщая о письме Завалишина к Нориеге, Шатрова вновь привела ту же цитату (Шатрова 1984: 38). Получилось, что один и тот же текст приведен сначала как цитата из письма к Юнте, а потом — как цитата из письма к Нориеге.

В бумагах Завалишина сохранилось письмо на испанском языке, адресованное (как сказано в переводе его на русский язык) «селению Санта-Крусу — миссии в Вышней Калифорнии» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 80). «Какие были последствия письма твоего к жителям селения Санта-Круц?» — задали Завалишину вопрос во время следствия. Отвечая на него, декабрист написал, что в Калифорнии всего два селения, причем одно из них находится у миссии Сан-Диего в 600 верстах от Сан-Франциско, а другое — у миссии Санта-Клара, «а не С.Круз, как сказано в вопросе», и что именно к жителям Санта-Клары он и подготовил письмо (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 69, 81 об., 85 об., 88 об.) Шатрова не учла этой поправки и решила, что Завалишин писал «к жителям Санта-Круса», тогда как такого селения не существовало, да еще и «пояснила», что там «настоятелем был О.Лудовик» (Шатрова 1984: 37), видимо, даже не поняв, что настоятели управляли миссиями (где не было никаких жителей, кроме индейцев), а не испанскими селениями.

Шатрова без всяких оснований и без ссылок на источник утверждала, будто Завалишину удалось уговорить Юнту принять его планы и частично осуществить их. «Благодаря проведенной Завалишиным агитации, — писала она, — вскоре президент дон Аргуэльо был смещен, а кандидат от испанской партии дон Нориега стал президентом» (Шатрова 1984: 36, 175). В действительности ничего подобного не произошло (Коцебу 1981: 210).

Покинув Калифорнию и прибыв 18 марта 1824 г. на фрегате к Ситхе (Лазарев 1952: 255), Завалишин отправил письма к Аргуэльо, падре Луису и другим испанцам. Но наиболее важным было письмо к Альтимире, так как, поддерживая отношения с монахом, великий магистр создавал условия для осуществления своих планов (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 86-93 об., 114-119 об.)

На острове Ситха Завалишин познакомился с правителем Новоархангельской конторы Российско-Американской компании К.Т. Хлебниковым и, вероятно, открыл ему свои замыслы. Через несколько месяцев, уже из Охотска, Завалишин отправил к Хлебникову письмо, написанное 14 июня 1824 г., во время плавания от Ситхи к Охотску. В нем мичман сообщал об услышанных им предсказаниях, рассуждал о своем предназначении, предстоящем величии и падении (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 23 об.-26; Завалишин 1927: 353). Предсказания, изложенные в письме, относились к деятельности Завалишина как магистра Ордена. Кроме того, декабрист во время следствия назвал письмо к Хлебникову среди бумаг, «принадлежавших Ордену Восстановления» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 19). Все это дает основание предполагать, что Хлебников был принят в Орден.

6 мая 1824 г.20 Завалишин на бриге «Волга» отплыл из Ново-Архангельска (Лазарев 1952: 256) и 12 июля прибыл в Охотск (РГАВМФ. Ф. 166. Д. 673. Л. 7). Правитель русских колоний в Америке капитан 2-го ранга М.И.Муравьев не только отказался поручить ему командовшие «Волгой»21, но и предписал командиру брига штурману Прокофьеву «обходиться вежливо с Завалишиным, но не слушать его приказаний». Когда бриг, огибая Алеутские острова, оказался на широте Калифорнии, Завалишин потребовал повернуть корабль к берегу, но штурман отказался (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 190-193).

«С самого вступления на землю русскую, — писал позднее Завалишин о своем возвращении из Калифорнии, — я стал действовать как человек, истинно принадлежащий Ордену Восстановления Истины. Я говорил правду, обличал ложь и неправосудие». В Иркутске мичман сообщил генерал-губернатору о замеченных им в пути злоупотреблениях (Завалишин 1927: 353).

В Охотске великий магистр обратил внимание на командира брига «Дионисий» лейтенанта Н.В.Головнина и бухгалтера Российско-Американской компании А.И. Ленже. Это были люди, «известные любовью к справедливости» и «подвергавшиеся неоднократно неприятностям, вступаясь за угнетенных невинных» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 18 об.; Завалишин 1927: 353; ср.: ОМС 6: 620-621).

Отъехав от Охотска, Завалишин отправил к Головнину и Ленже письма с предложением вступить в Орден Восстановления. 24 июля 1824 г. он писал Головнину: «Ища повсюду достойных утвердить славу вскоре имеющего явиться во всем блеске Ордена Восстановления... давно уже обращал я на Вас свое внимание... Ныне, утвердясь опытом в мнении своем, наиболее оке после слов, Вами произнесенных, что Вы готовы жертвовать собой для другого... предлагаю Вам... вступить в число рыцарей Ордена Восстановления и тем подкрепить себя и его, ибо таковые люди ему и нужны. Стремление к истине Ваше велико и желание горячо — но силы Ваши весьма несоразмерны с силою коварства и лжи... так и все рыцари каждый по единому слабы, но все вскоре сильное возымеют действие... Ежели Вы, не устрашившись предстоящих опасностей в речении бестрепетной истины и правды пред царями, и судиями, и начальниками, и испытав себя в совести своей, захотите вступить на поприще, в кое избраны уже вступить, то... получите и знаки Ордена, и правила обязанностей рыцарских...» (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 26 об.-28)22.

Ответы великий магистр получил, видимо, уже в Петербурге. В письме от 5 октября 1824 г. Ленже сообщал: «Письмо Ваше с дороги охотской я получил. С какой готовностию, с какой радостию принимаю Ваше предложение вступить в число рыцарей Ордена Восстановления, того, право, не могу объяснить в полной мере. Иметь Вас своим начальником всегда было моим желанием с того времени, как я Вас узнал. С твердостию вступаю под то же знамя, под коим Вы служа приобрели честь и славу. При сем прилагаю прошение мое и присягу. Прошу Вас покорнейше снабдить меня правилами как поступать и действовать, как узнавать тех, кои принадлежат к сему Ордену...»

К письму были приложены составленные Завалишиным и переписанные и подписанные Ленже просьба о приеме в Орден и присяга на верность Ордену: «Правительствующего Ордена Восстановления в Верховный Капитул. Я, нижеподписавшийся, прилагая при сем письменное утверждение присяги, кою дал в совести своей и которую готов дать словом пред алтарем Божиим светлому Ордену Восстановления, прошу, вняв просьбе моей, в число рыцарей его меня включить и утвердить в  звании сем, извести, когда и от кого могу принять посвящение? Какую должность исправлять и как поступать обязан?»

«Я, нижеподписавшийся, обещаюсь в совести моей и клянусь Всемогущим Богом и пред Ним, Ему же тайные помышления сердца известны, верно и с ревностию служить Ордену Восстановления и положенные рыцарские обязанности свято соблюдать, повеления великого Магистра, верховного Капитула или уполномоченных их во всем, к Ордену клонящемуся, исполнять беспрекословно; порученные тайны хранить, не отрицаться никакой должность или обязанности. Но ежели призван буду в Совет или поставлен Командором или судьею, или в каком бы чине или звании ни был начальником или подчиненным, на войне или в каком бы другом месте, всегда и везде, языком и мечем, словом и делом содействовать восстановлению истины и правды, утверждению и прославлению Ордена, его же крест хочу подъять и ему же в удостоверение верности клятву и присягу сию дая, утверждаю моим подписанием

Кандидат коммерции Анатолий23

Изотов Ленже подписуюсь

Октября 5 дня 1824 года.»
(ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Л. 32-33 об.)
Головнин в письме от 17 сентября 1824 г. тоже выразил восторг по поводу сделанного ему предложения и согласие вступить в Орден, однако спрашивал, каким образом существование Ордена согласуется с императорским указом о запрещении тайных обществ. «Лестные желания Ваши, — писал он Завалишину, — конечно, увенчаются высоким для меня титулом братства! Опровергните мои заблуждения и тем восстановите спокойствие души моей, которой чувства Вам преданы по конец моей жизни...)) (ГАРФ. Ф. 48. Д. 48. Лл. 34-35 об.)

Сохранилось очень мало документов, оформлявших вступление в декабристские общества. Это делает особенно ценными письма Завалишина с предложениями о вступлении в Орден, ответные письма с выражением согласия, а главное, разработанные Завалишиным и подписанные Ленже «формы» просьбы о приеме и присяги.

Ко времени возвращения в Петербург у Завалишина была написана основная часть устава Ордена Восстановления, разработаны и изготовлены знаки и одежды Ордена. В Калифорнии он «начал уже писать статуты рыцарского ордена, образовывая его по примеру Мальтийского)) (Завалишин 1927: 352), а во время плавания от Ситхи к Охотску в основном закончил работу над уставом (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 17 об., 18 об.) В Ново-Архангельске и потом в Калифорнии мичман «занимался рисунками)) знаков и одежд Ордена. Уже на острове Ситха по его рисунку был изготовлен медный орденский шлем (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 89об.; Завалишин 1927: 352). Прочие знаки и одежды Ордена, в том числе и печать, были изготовлены во время проезда Завалишина через Сибирь, в основном в Якуске и в Иркутске (Завалишин 1927: 276, 351; Завалишин 1882: 62). Наконец, уже по приезде в Петербург великий магистр заказал короткий орденский меч (ГАРФ. Ф. 48. Д. 47. Л. 17 об., 18 об.-19). Знаки и одежды Завалишин собирался представить императору, если бы тот одобрил образование Ордена Восстановления (РГИА. Ф. 1673. Оп. 1. Д. 26. Л. 5; Завалишин 1927: 276).

Так закончился первый период в «истории» Ордена Восстановления — период, когда Завалишин действовал, рассчитывая на поддержку Александра I, период возникновения и развития замысла, составления основной части устава, разработки и изготовления знаков и одежд Ордена и приема первых рыцарей. За этот период в Орден были приняты Альтимира, Ленже и Головнин (хотя прием последнего еще не был окончательно оформлен). Можно предполагать, что в Орден вступили также Хлебников и Лутковский. Кроме того, Завалишин известил об Ордене падре Луиса и предложил вступить в него Нориеге. Правда, великий магистр обманывал своих собеседников, завлекая в якобы давно существующий всемирный Орден, но так посту¬пали и другие основатели и руководители тайных обществ. А главное, тем или иным путем было положено начало существованию того реального Ордена Восстановления, который основал Завалишин.

БИБЛИОГРАФИЯ

Алексеев 1975 — Алексеев А.И. Судьба Русской Америки. Магадан, 1975.

Арбузов 1926 — Дело А.П.Арбузова // Восстание декабристов. Т. II. М.,; Л., 1926. С. 1-53.

Афанасьев 1982 — Афанасьев В.В. Рылеев: Жизнеописание. М, 1982.

Болховитинов 1966 — Болховитинов Н.Н. Становление русско-американских отношений. 1775-1815. М., 1966.

Болховитинов 1975 — Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения. 1815-1832. М., 1975.

Головнин 1965 — Головнин В.М., Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе «Камчатка». М, 1965.

Дебидур 1903 — Дебидур А. Политическая история XIX века. Т. 1. Священный союз. СПб. 1903.

Еропкин 1971 — Еропкин Б.И. Декабрист Д.И.Завалишин //Сибирь. 1971. №2. С. 76-91.

Завалишин 1865 — Завалишин Д.И. Воспоминания о Калифорнии в 1824 году // Русский вестник. Т. 60. 1865. № 11. С. 322-368.

Завалишин 1866 — Завалишин Д.И. Дело о колонии Росс // Русский вестник. Т. 62. 1866. № 3. С. 36-65.

Завалишин 1877 — Завалишин Д.И. Кругосветное плавание фрегата «Крейсер» в 1822-1825 гг. под командою Михаила Петровича Лазарева // Древняя и новая Россия. 1877. Т. 2. С. 54-67, 115-125, 199-214.

Завалишин 1881 — Завалишин Д.И. Вселенский Орден Восстановления. 1880-1881. // Рукописный отдел Института русской литературы. Ф. 265 («Русская старина»). Оп. 2. Д. 1059.

Завалишин 1882 — Завалишин Д.И. Вселенский Орден Восстановления и отношения мои к «Северному тайному обществу» // Русская старина. Т. 33. 1882. Январь. С. 11-66.

Завалишин 1906 — Завалишин Д.И. Записки декабриста. СПб., 1906.

Завалишин 1927 — Дело Д.И.Завалишина // Восстание декабристов. Т. III. M.; Л., 1927. С. 217-403.

Замалеев, Матвеев 1975 — Замалеев А.Ф., Матвеев Г.Е. От просветительской утопии к теории революционного действия. Ижевск. 1975.

Командор 1995 — Командор. Страницы жизни и деятельности... Н.П.Резанова. (Красноярск,) 1995.

Коцебу 1948 — Коцебу О.А. Путешествия вокруг света. М., 1948.

Коцебу 1981 — Коцебу О.А. Новое путешествие вокруг света в 1823-1826 гг. М., 1981.

Ланда 1975 — Ланда С.С. Дух революционных преобразований. М., 1975.

Лазарев 1952 — Лазарев М.,П. Документы. Т. 1. М., 1952.

Марков 1948 — Марков С. Летопись Аляски. М.; Л., 1948.

Марков 1978 — Марков С. Летопись. М., 1978.

Мирзоев 1965 — Мирзоев В. Историография Сибири. 1-я половина XIX в. Кемерово, 1965.

Окунь 1939 — Окунь СБ. Российско-Американская компания. М.; Л., 1939.

ОМС 6 — Общий морской список. Ч. 6. СПб., 1892.

Петровский 1975 — Петровский Л.П. История одного допроса // История СССР. 1975. № 6. С. 81-85.

Пигарев 1947 — Пигарев К.В. Жизнь Рылеева. М., 1947.

Рылеев 1925 — Дело К.Ф.Рылеева // Восстание декабристов. Т. I. M.; Л., 1925. С. 147-218.

Устав СБ — Устав Союза благоденствия // Избранные социально-политические и философские произведения декабристов. 1951. Т. 1. С. 237-276.

Шатрова 1984 — Шатрова Г.П. Декабрист Д.И.Завалишин. Красноярск, 1984.

Шешин 1975 — Шешин А.Б. Декабристское общество в. Гвардейском морском экипаже // Исторические записки. Т. 96. М., 1975.

Шешин 1979 — Шешин А.Б. «Морская управа» Северного // С 44 общества // Вопросы истории. 1979. № 2. С. 115-128.

Шешин 1980 — Шешин А.Б. Декабрист К.П. Торсон. Улан-Удэ, 1980.

Шешин 1981 — Шешин А.Б. Декабрист — защитник индейцев // Дружба народов. 1981. № 10. С. 267-269.

Шешин 1983 — Шешин А.Б. Письма декабриста Д.И.Завалишина к Александру I // Археографический ежегодник за 1982 гг. М., 1983. С. 192-195.

ГАРФ — Государственный архив Российской Федерации.

РГАВМФ — Российский Государственный архив Военно-Морского Флота.

РГИА — Российский Государственный исторический архив.


Вы здесь » Декабристы » ИСТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ. ОБЩЕСТВА. ПРОГРАММЫ. » Л.Б. Шешин. Основание Ордена Восстановления.