ДЕКАБРИСТЫ

Декабристы

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Декабристы » Эпистолярное наследие. » Из переписки отца Петра Мысловского.


Из переписки отца Петра Мысловского.

Сообщений 41 страница 42 из 42

41

Мысловский П. Н. Письмо Якушкину И. Д., 30 мая 1840 г. Спасская Мыза // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 165—166. — [Т. XII].

13

Спасская Мыза. Мая 30, 1840 г.

Друг мой сердечный, Иван Дмитриевич. И скука, и совесть убивают меня за то, что я так долго не писал к Вам. Но хочу — уже половина того, что называется — могу.

На самом деле, мне не просто захотелось написать Вам несколько строк. Не вините меня, друг мой, за столь долговременное молчание. Право, ежели оглянуться бы на прошедшее мое и взять в строгое рассмотрение настоящее, то я мало буду пред Вами виноват. Но все-таки виноват. Простите. Я знаю, что Вы умеете прощать.

С первой строчки видите Вы, что я живу за городом. Зачем же Вы не здесь? С какою бы охотою и радушием поделился я с Вами теми упоениями, которые сам здесь вкушаю! И песни птиц небесных вместе бы слушали с Вами, словно — славу и хвалу общему нашему Создателю. Да, Всемогущая десница Его всюду и пререзко напечатлена. В вихре шумных удовольствий и в чаду успехов житейских невозможно так близко видеть эту чудодеющую десницу. Кафедра мудрости Божией видна и слышна токмо на горах, на пажитях, полных плодоносия, в уединенных долинах. — Знаю, что эти позывы сердца моего извлекут вашу улыбку; улыбнитесь только не из сожаления, а тем менее из презрения к мечтателю. Таков норов нашей братии, Духовных. Или их не тронь, или им не давай дотронуться до собственной их струны. — Иначе — конца не будет их руладе.

Нельзя ли, друг мой, очинить перушку и чиркнуть к нашему брату строк несколько? Ведь Вы давно знаете, как приятны и любезны мне Ваши грамотки.

Пожалуюсь Вам на почтеннейшую нашу Надежду Николаевну: ведь ни словечка не скажет мне об Вас. Правда, кой-когда и напишет: он здоров, и более уже ничего. Здоров, — это добрая весть; однакож и цыплята, и поросята в ее Покровском также пользуются вожделенным здравием. “Здоров” — тут чего-то недостает.

Покорнейше прошу передать мое сердечное расположение Матвею Ивановичу. Уверьте его, а сами и того больше уверьтесь, что я часто, очень часто вспоминаю об Вас с любовию отца, особенно летом. Отчего же бы это летом, спросите Вы? — Догадайтесь: оттого, что в летние месяцы я беспрестанно езжу то в город, то за город, и езжу обыкновенно чрез Троицкий мост62... Простите. Да хранит Вас святое Провидение во все дни Ваши. А я, покамест дышу, пребуду Вашим отцом и другом.

Протоиерей Петр Мысловский

Чевожа он более хочет здоров и слава Богу хоть умный человек а сравнение не так то складно к цыплятам и протчее а бедная дочь пишит очень больна не приходит в себе*.

42

Мысловский П. Н. Письмо Якушкину И. Д., 4 декабря 1840 г. С. Петербург // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 166—167. — [Т. XII].

14

С. Петербург. 1840, Декабря 4 дня.

Это письмо по самому простому расчету получите Вы в будущем Новом годе, следовательно на другой год, как я писал его. Мне хочется заранее поздравить Вас с грядущим Новым годом, который, по нашему Христианскому летоисчислению будет 1841 год, и я Вас вседушно поздравляю. Но поздравление без изъявления добрых пожеланий есть то же, что пирог без хорошей начинки: и я желаю Вам многого множества добра в будущем году. Желаю и жалею, что не все из желаний моих могут исполниться. Иначе, быть может, обошлось бы дело и без писем.

Отгадайте, буде молодец, чем, в особенности, порадую я Вас на Новый год? — О, вижу, что Вы ударились во область воображения, и переходя от одной догадки до другой только что удаляетесь от истинного пути. Я хочу порадовать Вас Вашим Евгением, которым и сам я радовался Вашею радостию. И просто приятно бы было увидеть Ваше детище, но увидеть его преобладающим множеством доброт — это чересчур по душе мне. Во-первых, сын Ваш есть живой образ своей маменьки. Как ни поверни его — туды, сюды, он с матерью, как капли две воды. Следовательно, с такою милою наружностию верные успехи ожидают его в будущем. Во вторых, та же в нем скромность и тихость нрава, какими во времена оно отличалась его маменька, что называется, водою не замутить. Хорошо, однакож, эта похвала, обратившаяся даже в пословицу: водой не замутить. Да как можно замутить водой, чистой и прозрачной, как кристалл? Уж не ирония ли тут скрывается, или эпиграмма на смирение? — В третьих, в Евгении заметил я мимоходом порядочный умок, прекрасные способности и прекрасную охоту учиться. С таким запасом добра можно ожидать от юноши многого добра. И дай Господи. Наконец, успел заглянуть к нему и в душу: как она хороша. Чиста, как небо, приятна, как восточный аромат; свежа, как распустившийся гиацинт. Мне даже показалось, что в сыне Вашем много есть чего-то, принадлежащего другому полу, девического, женоподобного. Однакож все это не будет мешать ему быть добрым, честным, благородным в последствии времени человеком. Одного только остается желать, чтоб он не попал в круг школяров-шалунов и модных иллюминатов. Тогда горе ему, и всем вам. Между прочим, мне очень понравился скромный ответ молодого человека на вопрос мой: как он находит брата своего Вечеслава, по сравнению к нему самому? Смелый вопрос мой возбудил легкий румянец на лице его, и он, нисколько не останавливаясь, отвечал мне: брат мой далеко превосходит меня во всем. — Так, — сказал я, — и быть должно: он старее Вас, следовательно, преизобилуя дарами Божиими, обязан предходить Вам примером всякого добра, а Вы не должны стыдиться подражеть ему и потом всячески стараться не отставать от него на пути чести и наук. Родство, отечество, церковь ждут от Вас многого. — Одним словом, в Вашем Евгении нашел я какое-то чудное соединение доброт, заимствованное от отца и матери. А это ведь не всегда бывает и не ко всякому дитяти переходит в наследство. — После сего как же не поздравить мне Вас с таким сыном, который обещает столь много? — По крайней мере, я так думаю, что лучшей весточки и самого подарка на Новый год не мог я сделать Вам, как сообщив замечания мои о Вашем Евгении. Да, сообщая мысль мою и его бабушке, я дерзнул выразиться пред нею: это примиленький ребенок, только что из колыбели. Сказал так, да после и натрусился. Ну, как грехом, думаю себе, и матерь, и праматерь восстанут против такого обидного выражения? Особенно боюсь я старушки. Того и смотри, что негодование обратит в бурю.

По порядку вещей следует сказать Вам что-нибудь и о себе самом. Жив, и более ничего. Здоров, и слава Тебе Господи. Есть хлеб насущный, и — благодарение тому же отцу Небесному. — Впрочем, есть пословица, что легче строить вновь, нежели перестраивать старое. Последняя участь есть моя собственная. От часу старею. От часу изменяют мне душевные и телесные способности. А это если говорить, что пора уже и приготовляться в дорогу. Седьмой десяток. Надобно и честь знать. Осенний лист падает и валится — это вещь естественная. Дважды не будешь молодым. Кто скончается для мира, для того и мир кончится. Земные грезы не будут тревожить могилы. Там есть черви, но нет змей, нет людей... Смотрите, какая галиматья, но я вперед сказал Вам, что старость зашибает меня. Ежели лишнее и совру, не взыщите: у старого не по-старому.

Жив ли, здоров ли любезный мой Матвей Иванович? Не забыл ли он любви моей к нему? А его любовь ко мне всегда и равно приснопамятна и неоцененна. Я знаю, что кто меня любил, тот любил искренно. И признаться ли Вам перед Богом: я истинно не заслуживал ни от кого чувств, противных любви. Мне говорит это совесть моя. Поклонитесь Матвею Ивановичу от меня и его супруге. Есфирь да живет для Мардохея, а не он для нее.

И Вам, моему другу, посылаю все мои наилучшие пожелания, все мое сердце, которое Вы знаете хорошо, вдоль и поперек. Простите, любезный Иван Дмитриевич. Надобно уметь писать, но надобно уметь и остановиться. Ваш некогда Духовник прот. Петр Мысловский.

Мысловский П. Н. Письмо Якушкину И. Д., 21 марта 1841 г. С. Петербург // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 167—168. — [Т. XII].

15

С. Петербург. 1841 года Марта 21.

Чрез неделю будет у нас величайший Христианский праздник. Не нужно говорить, какой: Ваше сердце, некогда воскрешенное Спасителем, скажет Вам об этом празднике праздников и торжестве торжеств. Было время, когда я простирал к Вам братские объятия свои, не устами, а сердцем приветствуя Вас, друга моего: Христос Воскресе. — А ныне? — Довольствоваться надлежит хартиею и чернилом, мыслию, а не видением. Итак, примите, любезный мой Иван Дмитриевич, искреннейшее мое поздравление с наступающим днем светлого Христова Воскресения. Примите с любовию и представляйте себе, что, читая эти строки, Вы как бы видите пред собою пишущего и лично приветствующего Вас: Христос Воскресе. — Да, воистину воскрес Христос, предоставив нам все плоды своего Воскресения, а при себе или для себя оставив — страдания, гвоздья, копие, крест и поносную смерть. Каких еще доказательств любви может желать и искать грешник? И где их искать? У стоп гроба Избавителя мира. Более нигде. Мир не только не в состоянии дать сии доказательства, он их не умеет еще и понять. Мир в деле чистой и святой веры. — Есть мертвец с открытыми глазами: зрит, и не видит. Только смирение и верующее сердце приемлет, еже суть Божия. Оно падает у ног Воскресшего и вопиет с Фомою: Господь мой и Бог мой! Падем же и мы к тем же стопам, и принесем дары не в Пеленах Повитому, но облекшему нас в паки бытие, в бессмертие. О, наш бесценный, сладчайший Спаситель! Мы подслушали глас твой из Твоего гроба: Смерть, Я победил и умертвил тебя своею смертию.
<#text>Но полно благословствовать. Человек никогда не достигнет того счастия, чтоб не иметь никаких (желаний). По этой аксиоме

и я желаю Вам и себе совостания с Иисусом, желаю Вам всех телесных и душевных благ. Извините, ежели письмо мое покажется Вам слишком коротко. Я никак не сумел сократить его еще более. Извините и на том, ежели я не отвечаю Вам на Ваше последнее письмо: у меня нет времени. Ко многим должен я писать с сегодняшнею почтою. Простите, будьте здоровы, хоть на силу на великую. Старайтесь сохранить спокойствие духа Вашего, елико возможно будет. Поручаю Вас во всем благому Провидению. Духовный Ваш друг и отец —

прот. Петр

Бокова В. М. Примечания: Из переписки отца Петра Мысловского // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 168—170. — [Т. XII].

1 Речь идет о словах из предсмертного письма К. Ф. Рылеева жене из крепости: “Благодарю моего Создателя, что я умираю во Христе, что и дает мне спокойствие, что Отец не оставит ни тебя, ни нашей малютки” (Мемуары декабристов. Северное общество. М. 1981. С. 95).

2 Булгарин Фаддей Венедиктович (1789—1859) и Греч Николай Иванович (1878—1867) издавали в это время журнал “Северный архив”.

3 Перед смертью Рылеева Мысловский поклялся не оставлять его семью.

4 Эпизод, предшествовавший казни, когда Рылеев, приложив руку Мысловского к своему сердцу, сказал: “Послушайте, отец, бьется ли оно сильнее прежнего”.

5 Миллер Ф. И.

6 Рылеева (в замуж. Пущина) Анастасия Кондратьевна (1820—1890), дочь К. Ф. и Н. М. Рылеевых.

7 Ф. И. Миллер.

8 Туга — печаль.

9 Речь идет о Патриотическом институте, куда А. Рылеева была помещена по протекции Императрицы Марии Федоровны (1759—1828), вдовы Павла I, в 1828 г. и где проучилась до 1832 г., после чего мать вынуждена была забрать ее из института по состоянию здоровья.

10 Императрица Мария Федоровна создала ряд благотворительных и воспитательных организаций (Ведомство императрицы Марии).

11 Воскрилие риз — подол, полы священнического облачения.

12 Императрица Мария Федоровна умерла 24 октября 1828 г.

13 Фонвизин Иван Александрович (1789—1853), брат М. А. Фонвизина, отставной полковник, декабрист.

14 Шереметева (урожд. Тютчева) Надежда Николаевна (1775—1850), теща И. Д. Якушкина.

15 Н. Д. Фонвизина жила в 1826 г. в Петербурге в доме Варварина.

16 Адонаи — в иудаизме обозначение бога Яхве, равнозначен русскому “Господь”.

17 Дмитрий Ростовский (в миру Туптало Даниил Саввич) (1651—1709), церковный писатель и проповедник. Тихон Задонский (в миру Соколов Тимофей) (1724—1783), епископ воронежский, духовный писатель.

18 М. А. Фонвизин.

19 Осенью 1827 г. Фонвизина получила разрешение на отъезд к мужу в Сибирь.

20 Юлия — воспитанница Н. Д. Фонвизиной; в 1828 г. по прошению М. П. Апухтиной (матери Н. Д. Фонвизиной) была помещена в Воспитательный дом.

21 Речь скорее всего идет о Марии Казимировне Юшневской (урожд. Руликовской) (1790—1863), вопрос об отъезде которой к мужу решался летом 1828 г.

22 23 августа 1829 г. получила разрешение на отъезд в Сибирь к мужу Анна Васильевна Розен (урожд. Малиновская) (1797—1883). Реально она смогла выехать лишь 17 июля 1830 г.

23 И. Д. Якушкин.

24 К этому времени с осужденных были сняты оковы.

25 Имеется в виду предполагавшийся отъезд дочери Н. Н. Шереметевой — А. В. Якушкиной к мужу в Сибирь.

26 Тассо Торквато (1544—1595), итальянский поэт, автор поэмы “Освобожденный Иерусалим”.

27 Письмо от 19 сентября 1828 г.

28 Корнилович был католиком, и в крепости Мысловским, естественно, не посещался.

29 Муравьев-Апостол Матвей Иванович после заключения в крепости был отправлен сразу на поселение в Вилюйск Якутской обл. Бестужев (Марлинский) Александр Александрович (1797—1831) вместе с Муравьевым-Апостолом отбывал заключение в Роченсальме, затем был отправлен на поселение в Якутск, а оттуда в 1829 г. определен рядовым в Кавказскую армию. Толстой Владимир Сергеевич (1806—1888) после Петропавловской крепости был отправлен в Тункинскую крепость Иркутской губернии, в 1829 г. определен рядовым на Кавказ.

30 Лепарский Станислав Романович (1754—1837), генерал-майор, комендант Нерчинских рудников и Петровского завода.

31 Муравьев Никита Михайлович (1796—1843), один из лидеров и идеологов Северного общества, автор известной “Конституции”.

32 Бобрищев-Пушкин Павел Сергеевич (1802—1865), член Южного общества.

33 Крюков Николай Александрович (1800—1854).

34 Волконская (урожд. Раевская) Мария Николаевна (1806—1863), княгиня; Трубецкая (урожд. графиня Лаваль) Екатерина Ивановна (1800—1854), княгиня; Муравьева (урожд. графиня Чернышева) Александра Григорьевна (1804—1832); Нарышкина (урожд. графиня Коновицына) Елизавета Петровна (1798—1863) — жены декабристов, приехавшие в Сибирь к мужьям в 1827 г.

35 Фон-Визина (Фонвизина) Наталья Дмитриевна и Давыдова (урожд. Потапова) Александра Ивановна (1802—1895) приехали к мужьям в Читинский острог в 1828 г.

36 Кюхельбекер Михаил Карлович (1798—1859), брат поэта В. К. Кюхельбекера; Репин Николай Петрович (1796—1831); Глебов Михаил Николаевич (1804—1851); Якубович Александр Иванович (1797—1845); Борисовы Андрей (1798—1854) и Петр (1800—1854) Ивановичи; Крюковы Александр (1793—1866) и Николай (1800—1854) Александровичи; Иванов Илья Иванович (1800—1838); Шимков Иван Федорович (1803—1836); Барятинский Александр Петрович (1799—1844), князь; Вольф Фердинанд Богданович (1796—1854); Беляевы Александр (1803—1887) и Петр (1805—1864) Петровичи.

37 Муравьев Артамон Захарович (1793—1846). Его жена — Вера Алексеевна, урожд. Горяинова (1790—1867) в Сибирь к мужу не поехала. См. “Российский Архив”. Вып. XI. М. 2001. С. 39—78

38 Муравьев-Апостол содержался в 1826—1827 гг. в крепости Роченсальм.

39 И. Д. Якушкин, близкий друг М. И. Муравьва-Апостола.

40 А. А. Бестужев-Марлинский, как и Якушкин, содержались вместе с Муравьевым-Апостолом в Роченсальме.

41 Бибикова (урожд. Муравьева-Апостол) Екатерина Ивановна (1795—1861), сестра Муравьева-Апостола.

42 Подробнее об этом см. в письмах к Шереметевой и Якушкину.

43 А. Х. Бенкендорф.

44 И. Д. Якушкин.

45 На шестой неделе (Вербной, неделе Ваий) Великого поста 1826 г. Якушкин в Петропавловской крепости исповедался и причастился.

46 По воспоминаниям Якушкина, “пройдя пешком от Казанского собора до крепости и обойдя много казематов, он (Мысловский) ел с большим аппетитом ломоть решетного хлеба, запивая его славной невской водой, которую впоследствии мы называли нашим шампанским” (Якушкин И. Д. Мемуары, статьи, документы. Иркутск. 1993. С. 139).

47 Предика — вступление, предисловие.

48 Т. е. в Петровском заводе.

49 16 апреля 1836 г. закончился срок каторги Якушкина и он был определен на поселение в Ялуторовск.

50 М. И. Муравьев-Апостол, также отбывавший с 1836 г. ссылку в Ялуторовске.

51 Сыновья Якушкина — Вячеслав (1823—1861) и Евгений (1826—1905).

52 В 1832 г. М. И. Муравьев-Апостол женился в Бухтарминске на дочери священника Марии Константиновне Константиновой (1810—1883).

53 А. С. Пушкин умер 10 февраля 1837 г.

54 В августе 1826 г. Якушкин был отправлен из Петербурга в Роченсальмскую крепость. В это время около Петербурга горели леса. В Парголове, на станции, куда привезли вместе с Якушкиным М. И. Муравьева-Апостола, А. А. Бестужева, А. П. Арбузова и А. И. Тютчева, их встретили П. Н. Мысловский, А. В. Якушкина с сыновьями, Н. Н. Шереметева, И. А. Фонвизин, сестра Муравьева-Апостола Е. И. Бибикова и их тетка Е. Ф. Муравьева (См.: Якушкин. Указ. соч. С. 155—157).

55 Жуковский Василий Андреевич (1783—1852), поэт, воспитатель великого князя Александра Николаевича. В 1837 г. сопровождал воспитанника в путешествии по России. Якушкин и Муравьев-Апостол приятельствовали с Жуковским со времен Отечественной войны.

56 В 1837 г. умер младенцем единственный сын Муравьевых-Апостолов. Больше детей у них не было.

57 Н. Н. Шереметева вместе с дочерью и внуками жила в основном под Москвой, в селе Покровском Рузского уезда.

58 Речной найденыш — библейский пророк и израильский вождь и законодатель Моисей. Был найден в младенчестве в Ниле дочерью фараона (Моисей в переводе — спасенный из воды).

59 После смерти сына Муравьевы-Апостолы взяли на воспитание двух ялуторовских девочек-сирот: Августу Созонович и Матрену (Анну) Бородинскую, которых позднее удочерили.

60 Драбант — солдат.

61 Речь идет о смерти сына Мысловского — Василия Петровича (1799—1839).

62 Троицкий мост находится рядом с Петропавловской крепостью.

Публикация В. М. БОКОВОЙ

Бокова В. М. Вступительная статья: П. Н. Мысловский — Н. М. Рылеевой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 97. — [Т. XII].

П. Н. МЫСЛОВСКИЙ — Н. М. РЫЛЕЕВОЙ

Письма П. Н. Мысловского Рылеевой (урожд. Тевяшевой) Наталье Михайловне (1800—1853), вдове К. Ф. Рылеева (1795—1826) публикуются по автографам: РГАЛИ. Ф. 423. Оп. 1. Д. 64. К ним приложено и письмо Федору Ивановичу Миллеру, близкому другу и сослуживцу Рылеева по конно-артиллерийской роте в 1817—1818 гг., опекуну его дочери Анастасии (РГАЛИ. Ф. 423. Оп. 1 Д. 49).

П. Н. Мысловский — М. Я. Фон Фоку // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 131—132. — [Т. XII].

П. Н. Мысловский — Н. Н. Шереметевой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 137—141. — [Т. XII].

Бокова В. М. Вступительная статья: П. Н. Мысловский — И. Д. Якушкину // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 143. — [Т. XII].

П. Н. МЫСЛОВСКИЙ — И. Д. ЯКУШКИНУ

Якушкин Иван Дмитриевич (1793—1857), капитан в отставке, участник войны 1812 г. и заграничных походов; один из учредителей “Союза спасения”, член “Союза благоденствия” и “Северного общества”; приговорен к 20 годам каторги.

Публикуется по автографам: ГАРФ. Ф. 279. Оп. 1. Д. 86.

В. Н. Татищев и П. И. Шувалов о межевании в России / Публ. [вступ. ст. и примеч.] В. Г. Бухерта // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 13—18. — [Т. XII].

Бокова В. М. Вступительная статья: П. Н. Мысловский — Н. Д. Фонвизиной // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 107—108. — [Т. XII].

П. Н. МЫСЛОВСКИЙ — Н. Д. ФОНВИЗИНОЙ

Фонвизина (урожд. Апухтина) Наталья Дмитриевна (1803—1869), жена генерал-майора Михаила Александровича Фонвизина (1787—1854), поехавшая за ним в Сибирь, оставив на руках брата мужа, И. А. Фонвизина, двух сыновей: Дмитрия (1824—1850) и Михаила (1826—1851). В 1857 г. вышла вторым браком за И. И. Пущина (1798—1859); после его смерти была гражданской женой декабриста П. С. Бобрищева-Пушкина (1802—1865). Известна также своим духовным влиянием на Ф. М. Достоевского в годы его ссылки (см.: Громыко М. М. Сибирские знакомые и друзья Ф. М. Достоевского. Новосибирск. 1985. С. 69 и след.). Автор неопубликованных записок (“Исповедь” — ГАРФ). В 1826 г., когда Н. Д. Фонвизина, в ожидании решения судьбы мужа жила в Петербурге, П. Н. Мысловский был одним из ее духовников.

Публикуются по автографам: ОР РГБ. Ф. 319. К. 2. № 63. В составе этой же единицы находится письмо П. Н. Мысловского в Читинский острог.

Бокова В. М. Вступительная статья: П. Н. Мысловский — Н. Н. Шереметевой // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 137. — [Т. XII].

П. Н. МЫСЛОВСКИЙ — Н. Н. ШЕРЕМЕТЕВОЙ

Надежда Николаевна Шереметева, урожд. Тютчева (1775—1850), была теткой по отцу Ф. И. Тютчева. Отличалась властным и независимым характером. Овдовев в 1808 г., она осталась с тремя детьми: Алексей (1800—1860), воспитанник Муравьевского училища для колонновожатых, штабс-капитан, член Союза Благоденствия, приятель А. С. Пушкина; Пелагея (1802—1871), жена графа М. Н. Муравьева-Виленского и Анастасия (1807—1846), жена декабриста И. Д. Якушкина. Шереметева была дружна с В. А. Жуковским, переписывалась с Ф. И. Тютчевым. Будучи глубоко религиозной, она уже в преклонных годах подружилась с Н. В. Гоголем и он называл ее своей “духовной матерью”.

Публикуется по автографам: ГАРФ Ф. 279. Оп. 1. Д. 138.

Бокова В. М. Вступительная статья: П. Н. Мысловский — М. Я. Фон Фоку // Российский Архив: История Отечества в свидетельствах и документах XVIII—XX вв.: Альманах. — М.: Студия ТРИТЭ: Рос. Архив, 2003. — С. 131. — [Т. XII].

П. Н. МЫСЛОВСКИЙ — М. Я. ФОН ФОКУ

Фок, Михаил Яковлевич (1773—1832), заведующий канцелярией III отделения в 1826—1831 гг.

Оба документа публикуются по автографам: ГАРФ. Ф. 109. 1 эксп: 1826 г. Д. 61. Ч. 5. Л. 33, 34.


Вы здесь » Декабристы » Эпистолярное наследие. » Из переписки отца Петра Мысловского.